Видео экраны и электронные табло на стадионах, в спортивных залах и в спортивных комплексах
Если посмотреть на оборудование многих наших стадионов (футбольных, хоккейных, баскетбольных и т.п.), то, конечно, оно оставляет желать лучшего. Но примеры реальных дел уже стали появляться и у нас. Так, первым российским стадионом, оборудованным большим видео экраном был стадион в Санкт-Петербурге, потом - Лужники в Москве, сейчас появилась информация о том, что заканчивается оборудование видео экраном стадиона в Казани. На первый взгляд, казалось бы, оборудование стадионов большими видео экранами и электронными информационными табло - это вроде не самое первостепенное и главное.
Но, если внимательно посмотреть на историю развития стадионов в мире, то, как показала реальность, - это далеко и не последний вопрос (особенно в плане борьбы за зрителя, рекламодателей и спонсоров). Первыми, пожалуй, наиболее остро с необходимостью оборудования своих спортивных площадок большими видео экранами и электронными табло столкнулись стадионы и спортивные комплексы в Америке. Это было связано, прежде всего, с борьбой, возникшей между стадионами и телевидением за зрителя и болельщиков, а также рекламодателей и спонсоров.
В 70 - 80 годы бурное развитие вещательного и кабельного телевидения в Америке привело к тому, что зрители и болельщики стали гораздо меньше посещать спортивные площадки. Это на самом деле было очень непростое время, когда не только спортивные стадионы и комплексы, но и большинство кинозалов и кинотеатров потеряли своих зрителей - в принципе, очень похожая ситуация на то, что сейчас происходит в России и странах СНГ.
Большие видео экраны на стадионах в США |
Исследования показали, что одной из существенных причин, по которой стадионы начали проигрывать телевизионным каналам - была та, что у зрителей и болельщиков на стадионе не было, казалось бы, такой простой и вроде бы “несущественной” возможности - увидеть повтор интересного момента, гола, удачного броска, удара и т.п., а телевидение давало такую возможность и по несколько раз с разных ракурсов и мест. После этого началось оборудование и переоборудование стадионов и площадок большими видео экранами. И это - даже несмотря на то, что цены в то время на такие видео экраны были выше, чем сейчас раза в 3-4.
На сегодняшний день в Канаде и США большинство хоккейных площадок уже оборудованы кубами с четырьмя видео экранами, на баскетбольных площадках также есть видео экраны, а на стадионах, где проводятся матчи, я уже не говорю по “американском футболу”, а даже и не столь у них популярному - обычному футболу - тоже появились огромные видео экраны и электронные табло.
Почти все стадионы по мотогонкам, автомобильным кольцевым гонкам и, уж тем более, Формулы-1, также оборудованы огромными видео экранами. Сейчас в Америке стало популярным оборудовать видео экранами и информационными табло даже небольшие стадионы различных университетов, школ, колледжей.
Видео куб из четырех светодиодных экранов | Большой видео экран на стадионе в США |
В результате:
- зрители вернулись на стадионы;
- оборудованные видео экранами и электронными информационными табло стадионы стали включаться в списки для проведения матчей не только местного уровня, но даже и международных (в том числе товарищеских) игр;
- многие туристические фирмы стали включать в свои программы для туристов посещение не только игр, но и самих стадионов, как одной из городских достопримечательностей, а это привело опять же к получению дополнительных денег, причём уже не только стадионом, но и городом;
- рекламодатели и спонсоры стали гораздо легче вкладывать свои деньги в свою рекламу на видео экранах во время матчей и соревнований, так как теперь трибуны стали опять полными;
- больше молодежи стало увлекаться спортом (и стало больше молодых звёзд), просто из-за того, что они с детства и юности привыкли ходить всей семьей на стадионы.
И как результат - все затраты на покупку видео экранов окупились, многие стадионы уже сейчас начали переоборудовать свои большие видео экраны на более современные. Не стали отставать от американцев в этом вопросе и в Китае, Корее, Японии и Юго-Восточной Азии, причём в отдельных вопросах они пошли дальше - с учетом своих национальных особенностей и привязанностей - и стали оборудовать огромными видео экранами не только свои большие стадионы, но даже небольшие спортивные площадки или спортивные курорты.
Мобильный светодиодный видео экран на небольшом стадионе | Станционарный светодиодный видео экран на небольшом стадионе |
Опыт по оснащению большими видео экранами центральных городских стадионов в России уже принёс свои результаты, достаточно сказать, что всё это вместе помогло стадиону в Москве (Лужникам) выиграть право на проведения на нём финала по футболу на кубок УЕФА!
Критерии при выборе типов и размеров видео экранов для стадионов и спортивных комплексов
Прежде всего при решении этого вопроса надо определиться с тем какой у Вас стадион - открытый или закрытый. Если закрытый, то видео экран надо выбирать среди внутренних систем (это - или рир-проекционные, проекционные или светодиодные экраны).
Если стадион открытый, то в плане линейных размеров видео экранов подходы такие же как и в случае использования больших видео экранов для наружной рекламы, так как вопрос зрительской аудитории тот же самый, что и в чисто рекламном или композиционном применении видео экранов и электронных табло. Единственная специфика - это то, что в плане композиционного использования чаще используют в дополнение к большому видео экрану нескольких чисто информационных электронных табло для указания счёта, времени и т.п.
Уже есть примеры, когда во время проведения самого матча видео экран смотрит на стадион, а когда спортивных мероприятий не проводятся, то он обращен в город и работает как большой наружный рекламный экран (например в Санкт-Петербурге), но это, конечно, определяется непосредственным местоположением стадиона в городе и видео экрана на стадионе.
Вопрос же непосредственного выбора типа видео экрана под достаточный линейный размер - новейший ламповый, светодиодный, светодиодный кластерный и т.п. - определяется, в основном, уже только вашими финансовыми возможностями. При этом можно учесть то, что крупнейшие стадионы в мире в последнее время в основном оснащаются светодиодными видео экранами и электронными табло кластерного типа, даже, несмотря на их очень немалую стоимость.
Хотя есть примеры (в Англии и в Америке), когда и на достаточно крупных стадионах (на 40 - 60 тысяч зрителей) устанавливаются и новейшие ламповые видео экраны. Раньше устанавливались и газоразрядные экраны, но, в основном, в европейских странах бывшего соц. лагеря. Среди небольших стадионов в Америке и Англии (до 20 тыс. зрителей), в основном, преобладают ламповые видео экраны, безусловно, из-за их гораздо меньшей цены, но приемлемого качества (гораздо лучшего, чем у дешевых светодиодных или газоразрядных видео экранов).
В Юго-Восточной Азии - несколько другая ситуация: на небольших стадионах устанавливаются светодиодные видео экраны на dot-матрицах (существенно проигрывающие кластерным), но зато и существенно дешевле их. На больших же стадионах (и очень богатых) - устанавливаются светодиодные видео экраны кластерного типа.