#5/1999

Кто, как и зачем использует электронные видеоэкраны

Главный редактор - Владимир Крылов

Сказать по правде, нет ничего экстраординарного в том, что все значительное уже изобретено и используется в мире. Просто мы забываем об этом в повседневной жизни. Поэтому мы решили предпринять попытку обобщить и систематизировать наиболее популярные типы электронных видеоэкранов и сферы их применения. Кроме того, мы переживаем особое время:

  • Выборы в российский парламент (1999)
  • Выборы президента России (2000)
  • Празднование нового тысячелетия

Мы разделили ответы на вопросы “Как, зачем и кто использует электронные видеоэкраны в мире и в России в частности?” на отдельные направления использования больших электронных экранов.

1) Большие видеоэкраны в наружной рекламе

Приблизительно 60% электронных видеоэкранов в мире приобретаются крупными корпорациями (Coca-Cola, AT&T, ITT), средними и даже мелкими компаниями для реализации эффективной легальной финансовой схемы – например, если корпорация имеет солидный годовой оборот (и соответственно прибыль). Принимая во внимание то, что расходы на рекламу включаются в себестоимость продукта, корпорация создает аффилированную фирму и выделяет ей сначала средства (например дает взаймы) на приобретение электронного видеоэкрана, а затем направляет ей средства на рекламу.

Таким образом, убиваются два зайца: с одной стороны – собственная реклама, и, с другой стороны, расходы на рекламу включаются в себестоимость продукта и выводятся (убираются) из прибыли. Электронный видеоэкран оплачивается с разницы налогов, т.е. если деньги не потрачены на рекламу, то все налоги должны быть оплачены с этой суммы – как с прибыли. Они были потрачены на электронный видеоэкран и в дальнейшем направляются на рекламу собственной продукции, товаров или услуг. В течении первого года эти невыплаченные проценты от прибыли просто покроют стоимость видеоэкрана, а начиная со второго года будут приносить дополнительную прибыль на легальной основе.

Приобретение электронного видеоэкрана в любом случае дает в результате укрепление имиджа компании и ее репутации. В России такой подход стал популярным совсем недавно и это связано с тем, что только 2% от оборота могут быть потрачены на рекламу и, следовательно, компания или финансовая группа, имеющая годовой оборот 5 млн. долларов имеет большую заинтересованность в видеоэкранах.

Кроме того, так как электронный видеоэкран является полноценным рекламным носителем, таким же как ТВ канал или радиостанция, эта аффилированная фирма может осуществлять информационный бартер с различными изданиями, радиостанциями и ТВ каналами. Это позволяет выстраивать и реализовывать ценные широкомасштабные информационные и рекламные кампании (включая продвижение товаров и услуг, и даже политических кампаний).

Все это является очень важным для ведущих компаний и корпораций в России. Если требуются значительные средства для проведения широкомасштабной рекламной акции, но годовой оборот компании невелик (или стоимость рекламной кампании превышает 2% от годового оборота). Благодаря возможностям информационного бартера этой аффилированной фирмы, компания не будет тратить реальных денег со своего дохода (или значительно снизит эти расходы).

Это направление имеет ответвление, связанное с периодами наивысшей нестабильности финансовых рынков, которые происходят перед такими важными политическими событиями, как выборы. Российские и глобальные финансовые катаклизмы, например азиатский кризис, “черный четверг”, коллапс акций Газпрома 2-3 июля 1998, “черный четверг” 13 августа 1998 года, наглядно демонстрируют постоянное перераспределение в финансовой сфере и отток финансовых активов к властным структурам. Проблема снижения финансовых потерь чрезвычайно важна в такие периоды.

Один из путей решения этой проблемы – инвестирование в информационно-рекламные системы на основе электронных видеоэкранов. Стоимость таких систем близка к цене недвижимости, но в отличии от последней, это не просто путь сохранить деньги в период кризиса, но и получить прибыль.

2) Видеоэкраны, власть и престиж

Это направление весьма характерно для России. Коммерческая структура, покупающая электронный видеоэкран для своих собственных целей, косвенно тратит деньги на город, где будет установлен экран:

  • электронный видеоэкран – это современное медиа архитектурное сооружение и гордость города, особенно провинциального;
  • видеоэкран может активно использоваться при проведении городских мероприятий (дни города, народные гулянья, национальные праздники), выборов или событий национального масштаба (новое столетие и тысячелетие).

В свою очередь, бизнесмены получают доступ к наиболее льготным коммерческим ресурсам города или дополнительные выгоды и гарантии для своего бизнеса (и они действительно заслуживают их, так как помогли своему городу). Таким образом бизнесмены возвращают свои деньги, затраченные на покупку видеоэкрана. Даже если компания, установившая видеоэкран, не получает льгот от администрации города, она укрепляет свою влиятельность и престиж в глазах партнеров и горожан, которые являются её клиентами. А доверие и влиятельность очень важны, особенно в период финансовых и политических катаклизмов.

3) Видеоэкраны и рекламные агентства: Сети рекламных экранов

Всего лишь год назад приемлемая стоимость информационных и рекламных систем с электронными видеоэкранами равнялась приблизительно 200 000 долларов. Это весьма незначительная сумма не только для России, но и по мировым меркам. Ситуация начала меняться сравнительно недавно – после Олимпийских Игр и, особенно, после чемпионата Мира по футболу.

На настоящий момент электронные видеоэкраны окупаются и начинают приносить прибыль через 2-3 года. Много примеров успешных проектов на рынке наружной рекламы, хотя есть и несколько не совсем удачных. Кроме того, рекламному агентству необходимо от 6 месяцев до полутора лет для совершенствования своего опыта работы в этом сегменте рекламного рынка и создания собственной репутации.

Этот путь становится короче и эффективней, если сеть рекламных экранов расположена в одном городе или в разных городах или даже штатах. В этом случае число рекламодателей значительно возрастает из-за расширения охвата целевой аудитории.

Перспективы этого направления следующие:

  1. Любой город естественно обзаводится предприятиями, работающими на экспорт своей продукции (т.е. рекламным временем). Принимая во внимание тот факт, что каждый год Россия старается привлечь более и более западных ресурсов на свой рекламный рынок (появляется все больше товаров различных компаний, работающих в всех сферах), любой город и коммерческие структуры, участвующие в реализации этого проекта будут получать реальные западные деньги за реальный товар – рекламное время.
  2. Совпадение нескольких событий национального масштаба (выборы в парламент, выборы губернатора или мэра города, президентские выборы, празднование нового столетия или тысячелетия) всегда ознаменовано широкомасштабной информационно-рекламной активностью (также и в финансовом смысле), следовательно, момент наиболее благоприятный.

Что очень важно для 2 и 3 направления использования электронных видеоэкранов – быть первым в своем городе, где не так много привлекательных мест для размещения видеоэкранов и с политической и технической точек зрения. Такие места сделают вас монополистом в этой сфере.

4) Видеоэкраны для спорта и шоу-бизнеса

Это направление - использование видеоэкранов для стадионов, спортивных комплексов и шоу-бизнеса, но это целый отдельный мир, так как спрос на видеоэкраны велик, но в основном на арендной основе. Окупаемость таких проектов зависит в основном от количества зрителей на матчах или концертах.

Но появилось совершенно новое направление использования электронных видеоэкранов – мобильные экраны. Для такого использования экранов не требуется получение лицензии, например в Москве, так как эта деятельность подпадает под категорию “реклама на транспорте” и такие экраны конструктивно проще. Кроме того, такие мобильные видеоэкраны могут быть использованы для наружной рекламы и рекламных акций – заметьте, легально.

5) Видеоэкраны и социальная политика

К сожалению, это направление использования электронных видеоэкранов не используется пока в России. Всего лишь раз либерал-демократы перед выборами купили 50% рекламного времени на двух наружных видеоэкранах в Москве.

Это направление использования видеоэкранов широко распространено в мире. Например, во время выборов президента в Америке для поддержки кампании Клинтона. Было установлено и использовано несколько наружных видеоэкранов в разных городах. Видеоэкраны использовались во время визита Папы Римского в Польшу, в Японии во время Олимпийских Игр, во Франции при проведении чемпионата Мира по футболу на стадионах, площадях и даже вблизи ресторанов и кафе.

Практика показывает, что наиболее целесообразным (и финансово и политически) является комплексное использование нескольких направлений одновременно. Первое и второе направление использования видеоэкранов гарантируют полный возврат средств и прибыль, и они же позволяют сделать 3, 4 и 5 направление использования видеоэкранов действительно профессиональным и прибыльным.

Инвестиции в собственный канал Наружного Видео и Наружного ТВ в нужный политический и экономический момент (размещение электронных видеоэкранов в ключевых местах города или использование их как мобильных экранов) будут весьма разумными и с коммерческой и рекламной точек зрения благодаря следующим факторам:

  • ограниченному количеству ключевых мест расположения видеоэкранов в городе;
  • относительной свободе в этой нише рекламного рынка;
  • возможности использования новейших ноу-хау и решений в этой технологии;
  • политическим событиям и событиям универсального значения.