Облаченные в мечты: Светодиодные фасады зданий
Как все начиналось
Сначала на стенах и крышах зданий годами висели вывески. Позже виниловые плакаты стали покрывать стены высоких зданий. Теперь и светодиодные видеоэкраны порой полностью скрывают фасады зданий и показывают различные изображения, которые “оживляют” поверхность всего здания. Натянутые на здание как “кожа”, динамичные видеоэкраны дали архитекторам новый инструмент, который позволяет им выносить корпоративный стиль в анимированном виде на огромные площади зданий.
Фильм Ридли Скотта 1982 года “Бегущий по лезвию” о месте андроидов в обществе, впервые показал анимированные здания. Действие фильма происходило в фантастическом городе-государстве, и зрители могли заметить несколько видеоэкранов, прикрепленных к зданиям и являющихся частью городского пейзажа.
Покрытые видеоэкранами фасады зданий – это победа как архитекторов, так и рекламодателей. Пластичность светодиодных экранов предопределила их применение в качестве архитектурных покрытий. Программируемые световые и видео шоу высотой в целый дом информируют об арендаторах помещения и удовлетворяют их любые запросы по рекламе. Также это выгодно непосредственным владельцам зданий, так как здание привлекает к себе внимание туристов, и на этом можно заработать денег.
В данный момент, по меньшей мере, дюжина небоскребов по всему миру имеет светодиодные видео стены. Большинство из них находятся на Тайм Сквер в Нью-Йорке. Но революционная находка вскоре перекочевала и в мегаполисы Азии и Европы. Контент на видео стенах различается. Некоторые стены используются как простые рекламные билборды, другие совмещают имидживые ролики и арт-видео.
Видео стены впервые появились в 1996 году в виде 10-этажного экрана Nasdaq на здании Conde Nast. Монреальская компания “Saco Technologies Inc.” установила для Nasdaq экран “Smartvision” площадью 1000 кв. метров и стоимостью в 37 миллионов долларов.
Глава “Saco” Гари Налвен однажды сказал: “Светодиодный экран Nasdaq стал фантастическим символом финансового сообщества, чем-то даже затмив образ Уолл Стрит с его зданием, украшенным римскими колоннами. Не проходит и дня, чтобы здание Nasdaq не появлялось на заднем плане фотографий газет, видео репортажей различных международных медийных агентств”.
Видеоэкран Nasdaq решил, по крайней мере, одну важную проблему – как дать свету проникать через видео стены в окна тех, кто работает в здании. Предыдущий огромный видеоэкран на Тайм Сквер покрывал стену здания полностью и закрывал окна от дневного света. Поэтому в экране Nasdaq проделаны отверстия для окон.
Все дело в светодиодной сетке!
Немецкая компания “ag4 Mediatecture” из города Колон – это междисциплинарная группа архитекторов, художников и индустриальных дизайнеров. Они занимались поиском оптимального баланса между архитектурой и медиа средой. Они знали, что проблема может быть решена с помощью светодиодного экрана, который должен покрывать фасад здания, но не мешать проникновению дневного света в окна.
Соучредитель компании и соинвестор светодиодного медиа фасада на здании компании Кристофер Кронхагель объяснил, что его команда решила эту проблемы путем изъятия из экрана нескольких блоков, чтобы в итоге получилось прозрачное видео «покрывало», которое висело бы на фасаде здания.
В техническом задании “ag4” написано, что линейный промежуток разделяет ряды полотна светодиодного экрана. Но при этом с расстояния в 18 метров и более человеческий глаз не замечает разрывов и видит цельное изображение.
Кронхагель говорит: “Прорезь из сплетенного металла уже принята в дизайне и архитектуре. Для того чтобы применить данный способ в нашем случае, мы скооперировались с немецкой компанией “GDK” (из города Дюрен, Германия), которая производит сплетенные из металла отверстия для зданий. Совместно мы создали “Mediamesh®”, прозрачное покрытие, которое одновременно показывает видео изображение и пропускает внешние лучи дневного света в здание”.
Компания называет этот выразительный дизайн одним словом – mediatecture, некий микс из медиа и архитектуры, который позволяет клиенту визуально представлять свой бренд или корпоративный логотип на фасаде здания.
Первая установка медиа фасада компании “ag4”” была сделана для штаб-квартиры компании “T-Mobile” в Бонне. Конструкция из светодиодных полос размером в 300 кв.м. (30 м в ширину и 10 м в высоту) была размещена на фасаде здания, над входом. Между каждым рядом получилось расстояние в 12 сантиметров. Видеоэкран может показывать единое, полноцветное изображение низкого разрешения, которое можно увидеть как днем, так и ночью.
Металлическая сетка с горизонтальными втулками, которые позволяют светодиодным линиям быть встроенными в ряды по всей сетке. Светодиодная сетка, когда она аккуратно повешена на фасад здания, служит как гигантский видео дисплей. А созданный компанией “ag4” медиа фасад Spinnaker подражает парусу. Сообщения на нем покачиваются из стороны в сторону, как будто здание реагирует на порывы ветра.
Став новым медиа, такие видеоэкраны перестали быть просто вывесками, говорит Кронхагель. “Медиа фасады опять же придают таким светодиодным дисплеям общественное значение. Они не только показывают рекламу и бренд владельца, но и пропагандируют искусство. В какой-то мере использование таких экранов становится соревнованием между владельцами зданий и окружающим сообществом с целью наилучшим образом показать себя миру”.
Свет сигнальных огней
Наверное, самая эффектная видео стена была сделана на “Grand Indonesia Tower” в Джакарте. Многофункциональное здание площадью 344.100 квадратных метров (до сих пор строится) располагает торговыми центрами, отелем и 57-этажным офисным центром. Здание было спроектировано директором компании “Austin Veum Robbins Partners” Дэррилом Ямамото и “Mixed Use Studio” (обе компании из Лос Анжелеса). Ямамото раньше работал в компании “RTKL”, где он и разработал данный проект.
“На самом деле, светодиодная сетка повторяла форму несущей стены здания”, - говорит Ямамото. “Таким образом, светодиодные полосы были установлены напротив здания в нескольких комбинациях. В некоторых случаях, где было стекло, светодиодные полосы были встроены в само стекло и смотрели наружу. Где находились непрозрачные металлические конструкции на поверхности здания, светодиодные полосы были углублены в “тело” здания”.
Передний фасад башни покрыт как минимум 5 580 кв. метров светодиодных рядов. Светодиодный экран (288 метров в ширину и 1 260 метров в длину) покрывает практически две трети этого пространства. Верхушка здания и боковые стены также будут освещены светодиодами, которые будут привлекать внимание к основным дисплеям на здании.
В то время как светодиодное освещение стало очень популярно среди архитекторов, некоторые разработчики визуального оформления зданий видят ценность видео стен именно в том, что они могут быть частью дизайна зданий. В идеале освещение и видео составляющая должны быть скомбинированы в единое целое, в некую единую визуальную идею.
Ямамото отмечает, что здание обычно разграничивается своей внешней формой и, в некоторых случаях, использованием внешнего освещения, которое подчеркивает эту форму. “До настоящего времени архитектура старалась приспособить здания под 3D пространство”, говорит Ямамото. “Видеоэкраны из светодиодной сетки, полностью покрывающие поверхность здания, меняют представление о том, как здание вписывается в это пространство. В известном смысле, светодиодный видеоэкран, покрывающий поверхность здания, ставит его в четвертое измерение, где графический и символичный образ теперь становится репрезентативной особенностью того, как здание выглядит само по себе”.
Компания из Лос Анджелеса “Standard” разрабатывает архитектурные мультимедийные инсталляции. “Standard” разработала для здания в Джакарте видеоэкран и разрабатывает его наполнение. Президент компании Адриан Велическу говорит: “Это здание являет не только самым большим небоскребом в Джакарте, но также, к завершению строительства (в 2007 году), его видеоэкран станет самым большим светодиодным дисплеем в мире”.
Видеоэкран произведен компаниями “Odeco” (Барселона, Испания) и “EuroSmartVision” (Антонии, Франция). TransMedia Wall – видео стена Grand Indonesia Tower – была совместно разработана компаниями “Standard” и “EuroSmartVision”. Велическу заключает: “Очень большие видеоэкраны не являются просто билбордами. Подобные видеоэкраны, помимо показа рекламных и имиджевых сообщений, несут некую социальную функцию. Кинетическое искусство и социально значимые графические изображения также будут показываться на поверхности здания. Мы надеемся, что контент будет иметь прямое отношение к окружающему здание пространству”.
“Мы предполагаем, что примерно половина контента на экране будет отдана под коммерческое использование, а другая половина – для общественно-полезной информации и искусства”, - говорит Велическу. “Весь контент будет произведен в естественном для визуального восприятия темпе, что сделает его в глазах аудитории неотразимым и более универсальным для просмотра”.
Как во сне
Американская компания “LED Effects” (Ранчо Кордова) специализируется на уникальных способах применения светодиодных дисплеев и светодиодного освещения. Недавно компания начала сотрудничество с международным продавцом товаров роскоши “Chanel” и архитектурной нью-йоркской компанией “Peter Marino + Associates Architects”. “Chanel” открыла магазин в Гонконге и два в Японии (Осака и Токио, район Гинза). Светодиодные экраны были встроены в поверхность каждого здания.
По словам президента “LED Effects” Кевина Ферри, светодиодные экраны на каждом здании были размещены по-разному. “Светодиодный экран полностью покрывал лицевую стену и частично боковые стены здания в Гинзе. В здании в Осаке покрыты угловые стены здания, а в Гонконге, где также покрыты две стороны здания, фасад расположен между экранами”.
Ферри говорит, что “Chanel” выбрала только белые светодиоды, потому что белый цвет совпадает с цветом их логотипа и этот знаковый прием придает стильность проекту. “LED Effects” использует самые яркие светодиоды Nichia, чтобы достичь оптимальный белый цвет. Белый цвет регулируется 1024 уровнями яркости, которые дают каждому светодиодному экрану уникальную и изобразительную палитру.
Светодиодные экраны были встроены в поверхность зданий разными путями. В проекте здания в Гинзе светодиоды были встроены при помощи вытянутых светодиодных трубок за стеклом Privilight™ и прикреплены к несущим стенам. В Осаке полупрозрачная панель площадью 0.093 кв. метра, в основании которой находились светодиодные панели, была помещена за белыми рассеивателями. В The Prince Building в Гонконге светодиодный экран размещен внутри внешней стеклянной стены.
Светодиодные экраны “LED Effects” могут покрывать любые поверхности (обычное и матовое стекло) в различных конфигурациях (прикрепленные к средникам за стеклом и на здании). Кроме того, экраны могут показывать различные текстуры здания (также как и фирменный “твидовый” рисунок “Chanel”) и увлекательные кинематические изображения. По мере того, как изображения сменяют друг друга на внешних стенах здания, начинает казаться, что ты стал свидетелем снов, в которых пребывает здание.
Например, в одной из графических зарисовок “Chanel” модели гуляют вперед и назад вдоль здания, потом неожиданно превращаются в голубей и улетают. “Видеть эти здания вживую всегда невероятно увлекательно”, - говорит Ферри. “Ты никогда не можешь подготовить себя к встрече с такими огромными настенными дисплеями так близко и вживую”.
Незабываемые картинки
Архитектура трансформировала здания в вывески, чья функция, в меньшей степени, рекламная, и они скорее выполняют роль наружных, урбанистических поверхностей и культурных полотен. В данном случае, сообщения и графика должны подчеркивать большие размеры здания и при этом обеспечивать баланс их визуального восприятия с окружающей городской средой. Светодиодные дисплеи обращаются с коммерческими, имидживыми роликами и в то же время арт-видео и культурными программами с такой грациозностью, что они не могут остаться незамеченными публикой. Так что еще можно требовать от вывески?