Экранный рынок Южной Африки
Рынок цифровых видеоэкранов в Южной Африке переживает сейчас настоящий бум, а сетевые операторы ищут новые пути для экспансии по всему континенту. Алан Джой рассказывает о самом рынке и компаниях, работающих на нем. Алан Джой, глава фирмы Видео Коммьюникейшн Консалтантс, которая оказывает консультативные и аналитические услуги в области цифровых экранных технологий.
Главные города Южной Африки разделяют большие расстояния. Но по пути из одного города в другой можно встретить много банков, сетей розничной торговли, кафе фаст-фуд, отелей и заправок. Все они идеально подходят для развития сетей экранов.
Года 3-4 назад, после первоначального роста, рынок экранных сетей в Южной Африке начинает проходить те же стадии становлении, которые мы уже проходили у себя в Великобритании. Задаются те же самые вопросы: “Сколько людей увидят рекламу на экране?» и «Насколько она будет эффективной?”. Ответов пока меньше чем вопросов, так как еще предстоит провести исследования по эффективности, чтобы предоставить рекламодателю показатели по размеру аудитории экранов и привлечь на носитель новых клиентов.
Население Южной Африки составляет 45 миллионов (только 3,4 млн. из них - белые) человек, но большинство из них живет трайбами в сельской местности. Таким образом, экономически активное население составляет всего 16-18 миллионов человек, притом, что 30 процентов из этого числа являются безработными. Несмотря на то, что только 10 процентов работающего населения (1,1 млн.) зарабатывают в месяц больше 8 000 рандов (727 фунтов стерлингов), благодаря экономическому росту, который сейчас переживает Южная Африка, в стране появился новый средний класс чернокожих, которые активно покупают дома, машины и т.д.
Игроки – Primedia
Primedia Unlimited является частью Primedia Outdoor, подразделения крупнейшего в стране оператора наружной рекламы и рекламы в кинотеатрах. Primedia Unlimited была основана для работы в развивающихся секторах медийной индустрии, и она создала свое собственное экранное подразделение путем покупок Rank TV и FTN.
Rank TV – это сеть из 10 больших светодиодных экранов, расположенных на стоянках черного такси по всему Йоханнесбургу. Эти экраны ежедневно видит 1,3 млн. пассажиров, стоят в очереди в ожидании машины. На экранах показывается микс из спортивных, музыкальных, новостных и развлекательных клипов. И, несмотря на то, что Unilever называет это рекламное медиа лучшим и наиболее эффективным из тех, что оно когда-либо использовало, Primedia заявляет о том, что не будет развивать свою сеть, ссылаясь на высокую стоимость установки конструкций.
Forecourt Television Network (FTN) – это сеть из больших светодиодных экранов на 40 заправочных станциях. Экраны установлены у входов на заправки. После покупки сети Primedia решила, что сеть не так доходна, чтобы ее развивать в дальнейшем. Primedia также имеет контракт на поставку видеоэкранов в терминал для внутренних рейсов Йоханнесбургского международного аэропорта.
Светодиодные экраны сети FTN на заправочных станциях |
Primedia Outdoor недавно ошеломила рынок видеосетей Южной Африки, заплатив 2,5 миллиона фунтов стерлингов за 25% акций дизайнерской компании Barrows and Merchint, которая собирается выходить на рынок цифровых видеоэкранов, но до сих пор не имеет никаких достижений в этой области.
Игроки – TBM Communications
TBM является самой опытной и знаменитой компанией в Южной Африке из числа тех, что занимаются цифровыми сетями. Компания работает уже 7 лет и специализируется на государственных контрактах, сетях в аэропортах, банках, фитнес-клубах и гольф-магазинах. Но для нее рекламный доход не является основным.
Количество носителей у TBM значительно выше, чем у конкурентов, что позволяет им продавать время как на своих видеоэкранах, так и на экранах конкурентов. TBM развивает гостиничные и другие связанные с туризмом сети, которые соединены недавно приобретенным телевизионным каналом SA-Direct TV – телеканалом, продвигающим и рекламирующим туризм и бизнес в Южной Африке.
Игроки – Ethniks
Ethniks, которая является главным поставщиком Scala software в Южной Африке, развивала экранные сети последние 3 года в магазинах, аптеках и почтовых отделениях. Ethniks заполучила контракт на установку экранов в 1 600 почтовых отделениях по принципу «сами устанавливаете, сами управляете и платите, а также отдаете Почте часть времени и прибыли от рекламы». Пока было установлено только 100 конструкций. Прибыль получается, в основном, от продажи рекламного времени и финансирования от таких агентств, как Aids Awareness, чьи программы показываются на сети.
Ethniks также предоставляет IT услуги в области медицины и образования по всей Южной Африке. Таким образом, компания может стать главным игроком по цифровым технологиям и в этих областях. У компании есть пилотные проекты в розничной торговле - Ethniks установила 16 пробных мест совместно с Woolworths (южноафриканский эквивалент Marks & Spencer). По такому же принципу Ethniks сотрудничает с Ellerines, главной в стране сетью мебельных магазинов. В данном случае речь идет о рекламных точках в 500 магазинах сети.
Игроки – небольшие
От трех основных операторов стараются не отставать их меньшие коллеги. Среди небольших операторов значатся такие компании как:
- Omega Media Wave, интегратор новых систем и главный поставщик NDS software в Южной Африке. Компания только что установила сеть из экранов в 200 представительствах Toyota.
- Spectrum Visual Networks SVN раньше была частью Spectrum, ведущего агентства наружной рекламы в стране. SVN установила цифровые проекторы в 15 кинотеатрах Primedia по всей стране и размещает коммерческую рекламу для Cinemark, подразделение по рекламе в кинотеатрах Primedia. Сама компания видит себя, как системного интегратора, а не как контент провайдера, заявляя при этом, что не ожидает особой прибыли от наружных видеоэкранов, так как их стоимость значительно выше, чем стоимость подсвечиваемых постеров, которые очень популярны и эффективны.
- AirMedia Broadcasting управляет радио и ТВ сетями внутри розничных южноафриканских магазинов.
Наружная реклама
Не считая Rank TV и Forecourt TV, единственной серьезной компанией, использующей наружные видеоэкраны, является Alive Advertising, которая установила 20 больших светодиодных экранов на перекрестках. Огромные электронные видеоэкраны Alive Advertising предоставляют самый большой охват аудитории в Южной Африке (более миллиона зрителей в день). Несмотря на высокую эффективность в дневное и ночное время, вложения требуются внушительные, и их трудно возвращать. Так что назвать этот рынок быстроразвивающимся все-таки тяжело. Clear Channel рассматривала возможность работы с экранами в Южной Африке, но на деле пока ничего не получилось.
Заглядывая вперед
Южная Африка предоставляет отличные возможности для развития собственных сетей, занятий интеграционными системами и производством. С растущей экономикой и новым средним классом из чернокожего населения, который довольно восприимчив к экранной рекламе, этот рынок можно назвать быстрорастущим.
Власти и муниципальные агентства также заинтересованы в развитии цифровых видеоэкранов. Чем больше южноафриканских компаний будет развиваться в других регионах страны, тем больше сетей будет появляться. Standard Bank уже сейчас планирует установить сеть, которая растянулась бы до таких мест, как Лагос в Нигерии и Наироби в Кении.
Такие расстояния сравнимы с американскими, и следовательно повлекут за собой проблемы с коммуникациями, которые под силу решить лишь спутнику. Помимо этого, существует проблема обучения персонала в каждом городе, где присутствуют видеоэкраны сети.
Некоторые южноафриканские бизнесмены уже сейчас рассматривают возможности данного рынка. Также инвестируются деньги в систему коммуникаций Южной Африки, что позволит сделать страну очень привлекательным местом для тех, кто предоставляет услуги на сетях цифровых медиа.