Медиа-фасады, Часть 2
Мы продолжаем нашу предыдущую статью, начатую в нашем февральском выпуске - Медиа-фасады, часть 1 о высокотехнологичных медиа-фасадах, являющихся всего лишь важной составной частью более общего вопроса об освещении городского пространства. Эта тема достойна короткого упоминания в рамках данной статьи.
Приветствия из космоса: городское освещение
Освещенная улица в Вене
Домашнее освещение над торговыми улицами, световые занавесы на фасадах, световые цепочки в парках и на улицах, небесное сияние на Рождество – каждый год города и городские центры всевозможных размеров временно превращаются в осветительные установки. Не обязательно должно быть время праздника, чтобы увидеть всё это со стороны, скажем, из космоса. Наша планета со своим искусственным освещением состязается со звёздами, проливающими свет миллионы лет.
21 октября 1879 года Томас Эдисон, вероятно, был удивлён, когда, в конце концов, преуспел в нагревании хлопковой угольной нити, пропуская через неё электричество в колбе с вакуумом, до тех пор, пока она не начинала излучать свет. Только три года спустя 400 ламп Эдисона загорелись по соседству и вблизи New York City. Сегодня одни только Соединённые Штаты тратят более двух миллиардов долларов для освещения своих общественных зданий. Двадцать лет назад известный Институт Карнеги вынужден был закрыть свою обсерваторию, находившуюся в двадцати милях от Лос-Анджелеса, потому, что световой фон над соседним беспокойным городом не только рос быстрее, чем численность его населения, но также подавлял свет далёких звёзд.
Освещённое, больше, более красочно…
Освещенная улица в Вене
Вне всякого сомнения, шесть миллиардов людей используют громадное количество света. И эти ресурсы, как всегда, не распределяются справедливо и равномерно. Также не вызывает сомнений факт, что наши современные представления об освещении во всех его мыслимых формах применения являются такими, какие они есть: свет используется всегда по своему прямому назначению для освещения и для дизайна.
Освещение улиц было одним из первых достижений человечества, которое не только обеспечивало комфорт и безопасность, но и, очевидно, статус! Центры городов и близлежащие к ним районы, которые могли позволить себе заменить газовые фонари на современные электрические раньше других, первыми получили в своё распоряжение все новые возможности. И стал сбываться лозунг: “освещённое, больше, более красочно”.
Огни города
Сегодня уличное освещение и контроль над трафиками являются наиважнейшими параллельными функциями, которые приводят в движение структуры города. Высокотехнологичный контроль трафика по предотвращению пробок на основных артериях города способствует не только мобильности и передвижению, но также страхует качество человеческой жизни. Чем больше света, тем меньше аварий, преступности – вот основные уравнения, используемые теми, кто планирует города..
Свет, как вспомогательный элемент в городском планировании, начал использоваться, по меньшей мере, с больших международных ярмарок 19 века. Сегодня с ним экспериментируют в современной осветительной архитектуре. Парижская Эйфелева Башня была пионером освещённых домов в 1889 году, а с двадцатых годов прошлого столетия пошла мода на освещённые фасады.
С тех пор архитектура не может обойтись без освещения в ночи. Сегодня при проектировании улиц, площадей, промышленных предприятий, офисных зданий либо городов-спутников, свет используется, благодаря его специальным свойствам, в тесной взаимосвязи с конструкцией объектов и их ориентировании на месте. Эстетика в сочетании с современной светодиодной технологией создаёт действительно мощные ориентиры на местности, хорошо видимые и узнаваемые издалека.
Свет и тень
Чем больше света, тем больше тени – и их игра должна приниматься в расчет. В нашем языке даже существуют термины, такие как “полезная” и “паразитная” засветка, такая надоедливая для людей, которые хотели бы защититься от избыточного света. Согласно немецкому Федеральному закону об излучениях, бесконтрольный свет классифицируется как “опасный”, так же, как шум, или же дым. В качестве критического замечания заметим, что избыточный свет – это не только пустая трата электроэнергии, но также и навязчивый элемент вторжения в личное персональное пространство человека. Он искажает пейзаж и вредит окружающей среде. На самом деле, написанное легко обосновать, вспомнив о 40 000 видов насекомых в одной только Европе, чьё зрение зависит от темноты.
В последнее время даже Муниципалитет Нью-Йорк Сити и Ассоциация защиты животных провели кампанию под названием “Выключите свет!”. Целью компании было убедить владельцев и арендаторов высотных зданий с этажностью более 40 погасить внутреннее и наружное освещение после полуночи для того, чтобы защитить перелётных птиц. Здание компании “Крайслер” последовало этому примеру. Но, по окончанию сезона миграций, огни зажгутся опять к радости тысяч туристов и горести для астрономов, для которых “загрязняется” небо Земли...
Продолжим наш разговор о медиа фасадах
Среди других проектов, успешно реализованных в Европе, хотелось бы выделить два: один – в Германии, другой - в Австрии. Оба они реализованы при участии фирмы “Риалитиз Юнайтед”. Эта немецкая студия специализируется на развитии архитектурных проектов, которые включают в себя представление динамичных информационных потоков в городской среде. Их концепция заключается в том, что архитектура должна быть изменчивой. Согласно их взглядам, зданиям не следует оставаться статичными и немыми в течение долгих лет, им следует изменять свой внешний вид посредством систем интегрированной визуализации. Их самыми заметными приёмами являются медиа-фасады, такие как “Бликс” и “Спотс”, в которых весь фасад строения преобразуется в видеоэкран..
Медиа-фасад Центра компании “Sony” в Берлине
Знаменитую в Берлине площадь Поцдамер Плац подвергли интенсивной эстетической терапии, на ней открылся медиа-фасад “Спотс”. Когда-то, именно через эту историческую площадь, почти полностью разрушенную во время второй мировой войны, пролегала Берлинская стена. “Спотс” представляет собой световую матрицу из 1 800 обычных флуоресцентных ламп, которые размещены в вентилируемом стеклянном фасаде, что позволяет воспроизводить графику и зрительные образы.
Это здание является международным выставочным салоном современного и модернистского искусства. Главный восточный фасад преобразован в изменяющуюся интерактивную мембрану, которая передаёт информацию о событиях, проходящих внутри.
В архитектурных кругах взгляд специалистов “Риалитиз Юнайтед” представляется спорным. Профессионалы признают, что у медиа фасадов большое будущее, вместе с тем, на конференциях и симпозиумах отчётливо звучит мнение о противоречиях, возникающих между медиа-архитектурой и классическими архитектурными канонами. Речь, скорее, идёт о поиске подходов к разумному сочетанию новых технологических возможностей и устоявшихся воззрений на проектирование зданий и городов.
К чему сводится суть сомнений…
Обычно, окружающая нас архитектура статична и для внесения изменений здания реконструируются и перестраиваются. Поколения архитекторов и инженеров мечтали о зданиях и других городских структурах, которые могли бы реагировать и быстро адаптироваться к различным обстоятельствам, изменяя свою физическую форму, пространственную и функциональную конфигурации, уровни освещённости, внешний вид и т.п.
Проект торгового центра в Бухаресте. Компания “Daktronics”. | Законченный проект медиа фасада торгового центра в Бухаресте |
До недавнего времени, в большинстве своём, такие мечты оставались несбыточными из-за финансовых и технологических ограничений. А те из них, которые были реализованы, являлись редкими высоко бюджетными проектами. Сейчас, когда развитие робото-архитектуры представляется уделом отдалённого будущего, ожидаемый прогресс может быть достигнут за счёт технологий цифровой визуализации. Нанесение образов и текста и на поверхность зданий изменяет их вид. Огромные бюджеты и концептуальный дефицит – главные ограничивающие факторы на этом пути.
Вопрос об уместном применении новой технологии к зданиям остаётся открытым, ввиду того, что определение соотношения между зданием и его внешней поверхностью является одним из наиболее древних и важных аспектов, который задаёт весь архитектурный замысел. Сегодня, как только фасад здания превращается в медиа фасад, архитектор, как правило, теряет контроль над ним. В первую очередь это происходит потому, что цифровые ограждения представляют интерес для коммерческих структур, запрограммированных исключительно на получение прибыли за счёт продажи рекламного времени. Результатом их деятельности, как правило, являются глобальные послания от коммерсантов и политиков, которые не имеют ничего общего со зданием в целом и его внешним представлением. Поверхность здания дистанцируется от самого здания.
Другими словами, общее желание оснастить здания интерактивными поверхностями и доступные содержательные архитектурные концепции не совмещаются. Специалисты должны выработать ясные позиции вокруг этой проблемы. Человечеству необходимы выверенные динамические концепции как продолжение архитектурной культуры, которая эволюционировала веками. Архитектурное сообщество уделяет много внимания «четвёртому измерению в архитектуре», как оно называет широкие возможности нового подхода к проектированию, предполагающее использование новых технологий визуализации.
Первые медиа фасады появились и в столице России, городе Москве. Примером может служить фасад здания гостиницы “Белград”. Однако и тут, к сожалению, яркости смонтированных светодиодных конструкций едва хватает для работы в ночное время.
Медиа-фасад гостиницы “Белград” в Москве |
Мы убеждены, что инженерная мысль не стоит на месте. Новые проекты появляются в разных концах мира буквально ежемесячно. Наш журнал обязательно вернётся к этой интересной теме в наших последующих выпусках.