#10/2010

Цифровое такси

Главный редактор - Владимир Крылов
Зам. главного редактора - Михаил Никуличев

Сегодня владельцы таксопарков уходят от использования старых машин, постоянно пополняя свой автопарк новыми моделями. Соответственно появляются возможности введения технических новшеств. На настоящий момент в сфере такси усиленно продвигаются два направления: установка на автомобили GPS-систем, видеокамер и видео регистраторов (безопасность движения), и установка видеоэкранов и цифровых мониторов в подголовниках сидений.

Обычно ставят видеоэкраны с диагональю 7” и 9” формата 16:9, хотя возможны варианты. Как правило, разрешения матрицы экрана хватает для показа видео и для деления экрана на сектора, наполняемых разной информацией. Варианты установок могут включать динамики, датчики движения, замок с ключом для защиты карты памяти и пр.

Получается, что такси из простого автосредства превращается в мобильный медиа комплекс, где пассажиры во время поездки, которое нередко удлиняется в пробках, могут просматривать цифровую рекламу и информационные материалы. Говорят “хорошая история сокращает путь”. То же верно и про видеоэкраны в такси.

Тачпад видеоэкран в такси Тачпад видеоэкран в такси
Тачпад видеоэкраны в такси

Такой тип цифровой рекламы позволяет охватить аудиторию потребителей с достатком выше среднего. Данный вид рекламы не вызывает раздражения и привлекает пассажиров такси своей новизной.

Достойна упоминания и Шанхайская компания TouchMedia. Основанная в 2007 году, компания быстро расширилась, открыв 12 подразделений в 12 крупных городах Китая, включая Пекин и Гванжоу. К октябрю 2010 года компания установила в спинке заднего сидения небольшие мониторы (316х179 мм) с сенсорным управлением на 22 тысячах машин: Шанхай – 10 тыс.; Гванжоу – 4 тыс.; Шензен – 2 тыс.; Пекин – 6 тыс. (с планом увеличения до 10 тыс. машин).

Каждый монитор имеет уникальный IP-адрес и телефонную карту с мобильным интернетом. Машины оснащены GPS передатчиком, и компания имеет возможность обновлять регулярно рекламную информацию (что на самом деле делается примерно раз в две недели) и получать точную информацию о том, какие “рекламные иконки” нажимали клиенты, а также сколько и каких было показов (т.к. ведется лог файл, и пуск монитора связан с пуском счетчика такси). Монитор включается при включении счетчика (т.е. посадка пассажира). Расчет количества контактов делается по следующей схеме: 1 машина в среднем обслуживает 40 групп пассажиров в день; одна посадка рассчитывается как 1,3 пассажира. Соответственно, на 1000 такси (минимально кратное количество при заказе рекламы) количество контактов определяется как 1,5 млн. человек в месяц, из которых 200 000 активно пользуются сенсорным экраном во время поездки.

Уже определилось несколько подходов к такого рода цифровой рекламе. В более простых решениях, когда вмешательство пассажира в работу устройства невозможно, ЖК видеоэкран, встроенный в подголовник, воспроизводит ролики с флеш-носителей в замкнутом цикле; встроенный датчик присутствия позволяет не “гонять” видеоэкран вхолостую.

Однако уже появились более современные решения, основанные на технологии тачпад экранов, когда пассажир самостоятельно выбирает информацию: о городе и достопримечательностях, о магазинах и ресторанах, а может быть, GPS-карту с движением автомобиля по маршруту или развлекательные клипы. Однако в любом случае, часть видеоэкрана все равно отдается под цифровую рекламу, например, в виде брендовых значков, так что избежать рекламы не удается.

Тачпад экран в такси Тачпад экран в такси
Тачпад экраны в такси

Интересно так же и то, что некоторые компании проводят модернизацию такси системно: через построение рекламно-информационных сетей. Существуют сети, где обновление материалов производится путем замены флеш-носителя, через Wi-Fi в определенных местах города или даже через организацию отдельного канала ТВ трансляции. Безусловно, интересным решением является сеть NY10 network компании Clear Channel Taxi Media на такси в Нью-Йорке.

Сеть NY10 будет передавать новости ТВ компании NBC и развлекательные программы, созданные Creative Mobile Technologies’ FREEdom Solution. Кроме того, для пассажиров доступны цифровые карты и возможность оплаты по кредитной карте. Встроенные динамики усиливают эффективность рекламы. Тем самым рекламодатели получают новую платформу для доступа к элитной аудитории, а пассажиры проводят время в такси с пользой и удовольствием.

Китайские компании, например, Guangzhou Pearl River City TV с парком в 11 тысяч таксомоторов подходят к решению таких задач глобально: регистрация отдельного ТВ канала обеспечивает доставку контента в любое место региона. Причем увеличение числа оборудованных системой машин не приводит к увеличению затрат, а лишь увеличивает чистую прибыль проекта.

Пока можно говорить об отработке технологии, но не за горами день, когда метрополитен и железные дороги, автобусные маршруты и сотни тысяч такси и маршруток будут связаны в единые информационно-рекламные комплексы, а поездки для миллионов пассажиров станут более информационно насыщены. Аудитория клиентов такси - гарантировано платежеспособна, а потому наиболее привлекательна для рекламодателей. Не мудрено, что именно это направление развивается приоритетно.