#4/2011

LED или не LED? Обзор технологий цифровой рекламы.

Главный редактор - Владимир Крылов, к.т.н.
Зам. главного редактора - Михаил Никуличев, к.ф.н.

Темп современной жизни приучил нас к проглатыванию информации на ходу, Нам необходимо потреблять ее во все больших количествах. Один телевизор в квартире – просто смешно. Два. Три. Помимо компьютеров. Но уже не редкость – рекламный дисплей в лифтовом холле, в салоне автобуса или такси, в магазине, на улице возле трамвайной остановки.

Постоянная потребность в динамическом телевизионном изображении подталкивает коммерсантов, разработчиков и дизайнеров к поиску все новых видео технологий. Светодиодные экраны прочно вошли в нашу жизнь за недолгие 10 лет своего существования. Сама светодиодная тема не стоит на месте: современные экраны отличаются высокой плотностью пикселей, ровным контрастным изображением, низким энергопотреблением. На улицы постепенно прорывается новый SMD светодиод с черной подложкой. Но светодиодной технологии наступают на пятки конкуренты, про которых не следует забывать.

Наружный светодиодный экран компании D3 LED на Таймс Сквер Наружный светодиодный экран компании D3 LED на Таймс Сквер
Наружный светодиодный экран компании D3 LED на Таймс Сквер 30х15 метров с шагом между пикселями 10 мм
Фото: D3 LED

Изначально конкурировать со светодиодными внутренними экранами стремились проекционные системы. Даже с мощными проекторными системами изображение на полотне получалось блеклым и маловыразительным. Появились экраны со специализированными покрытиями, усиливавшими резкость. Интересными в свое время казались рир-проекционные экраны (экраны обратной проекции), дававшие хорошее качество изображение. Однако немалая стоимость экранных поверхностей, необходимость выделения пустого помещения позади экрана, а также малый срок службы мощных и дорогих проекционных ламп – все это повлияло на то, что реального рынка эти системы не завоевали.

Долгое время телевизионные экраны оставались “не у дел” из-за маленьких размеров. Борьба между плазменными панелями и LCD, судя по всему, заканчивается победой LCD. Особенно, после появления LCD экранов с LED подсветкой. Из них пытались делать видеостены, но в отсутствии бесшовной технологии разбитое на куски изображение воспринималось клиентами плохо. Однако усилия разработчиков не пропали зря. Размеры LCD экранов стали медленно, но верно расти. Самый большой LCD-телевизор в мире сегодня имеет размер 108” и, видимо, это не предел. Сфера применения этих экранов, конечно, в основном ограничивается внутренними помещениями. Однако, появление сверх ярких моделей заставляет задумываться о вариантах установки semi-outdoor. Так, очень часто телевизоры выставляют в витринах под защитой стекол. Их яркости и контрастности уже хватает для привлечения внимания прохожих.

55” LCD панель фирмы LG со светодиодной подсветкой и яркостью 2000 кд/м2 LCD панели рекламной компании Lamar Transit Advertising
55” LCD панель фирмы LG со светодиодной подсветкой и яркостью 2000 кд/м2
Фото: gizmag.com
LCD панели рекламной компании Lamar Transit Advertising
Фото: omnivex.com

Новая проекционная технология фирмы Christie MicroTiles агрессивно прорывается на рынок дисплеев внутри помещений. Очевидно, что, если вас не смущает разбитое на кубики изображение, то Christie MicroTiles – интересное решение. Одно из неоспоримых преимуществ – возможность покрыть кубиками Christie поверхность любой формы, иногда весьма причудливой. Однако с точки зрения технического обслуживания это весьма сложные системы.

Дисплей Christie MicroTiles в NASCAR Hall Презентация технологии Christie MicroTiles
Дисплей Christie MicroTiles в NASCAR Hall с матрицей 18х14 плиток и размером 7,2х4,2 метра
Фото: Sean Busher
Презентация технологии Christie MicroTiles
Фото: saville.co.uk

О технологии фирмы Magink наш журнал писал давно в статье “Умные билборды” атакуют! В далеком 2006 году еще казалось, что случится чудо и на рынке появится новая технология, перед которой не устоят светодиодные экраны. В рекламных текстах все было замечательно: легкий вес, низкое энергопотребление за счет использования принципа отражения, “плиточная” структура без ограничений на размер экранной поверхности, относительно низкая цена… Но шли годы, а технология Magink, пережившая несколько поколений и даже отметившаяся в популярном 3D, так себя ничем и не проявила. Электронная бумага прочно вошла в нашу жизнь исключительно в виде электронных книг, но на просторы рекламного рынка так и не прорвалась.

Биллборды наружной рекламы на основе технологии Magink Биллборды наружной рекламы на основе технологии Magink
Биллборды наружной рекламы на основе технологии Magink
Фото: Magink

Появляются и новые претенденты а рекламный рынок. Например, выступившая с агрессивной саморекламой на престижной выставке Infocomm в Лас Вегасе фирма Prysm Inc., представила “революционную” технологию LPD (Laser Phosphor Display) в виде TD1 экрана. LPD основана на двух принципах: лазерной проекции (LD твердотельные лазерные диоды подобные тем, что используются в оптических накопителях высокой плотности) и экрана с фосфорным покрытием. Изображение формируется массивом лазерных лучей на покрытом фосфором экране, представляющем собой жёсткую структуру из стекла или полимера.

Фосфорные пиксели основных цветов (красный, зеленый и синий) не выгорают и сохраняют свойства в течение всего срока функционирования системы (до 70 000 часов при уровне деградации 70%). Экран имеет невероятно широкий угол обзора - 178°, высокую яркость до 1000 нит (достаточную для внутренних помещений и “полу-наружного” применения, особенно в пасмурную погоду), высокая скорость обновления до 240 Гц и низкое энергопотребление (без чего в наше энергосберегающее время выходить на рынок вообще нельзя). Состоящий из 25” плиток, экран кажется практически бесшовным, напоминая телевизионный. Звучит заманчиво, но что покажет время? И, конечно, цена все еще существенно выше даже дорогостоящих крупноформатных LCD.

LPD дисплей в бостонском отделении People’s Bank Prysm LPD дисплей в магазине American Eagle Outfitters
LPD дисплей в бостонском отделении People’s Bank
Фото: digitalsignageuniverse.typepad.com
Prysm LPD дисплей в магазине American Eagle Outfitters
Фото: Business Wire

Понятно, что рынок цифровых экранов для наружной рекламы чрезвычайно привлекателен. Поэтому нет года, когда не появляется что-нибудь свеженькое: FET (Field Emission Technology) на основе разработок Optronics, OLED (Organic light-emitting diodes), SED (Surface-conduction Electron-emitter Display) технология компании Canon (разработки недавно приостановлены из-за чрезвычайно высоких расходов на производство).

Вопрос лишь в том, какая из этих технологий сумеет преодолеть порог домашнего экрана и выбраться на просторы рынка цифровой рекламы. А пока там безраздельно господствуют светодиодные экраны.