Виртуальные стадионы
Идея болеть вместе вне стадиона, на котором шел матч, родилась, наверное, когда только появились телевизоры, а соседи собирались перед маленьким экраном, чтобы совместно попереживать. Появление новаторской технологии больших видео экранов (сначала ламповых, а впоследствии светодиодных) дало возможность собираться уже большим группам болельщиков прямо на улицах городов.
Наш журнал, в частности, описывал события далекого 1998 года в статье “Трансляция футбольного матча на наружном ламповом экране в Москве на Поклонной Горе”, когда футбольный матч транслировали “вживую” на одном из первых ламповых экранов в Москве. По сравнению с нынешними светодиодными экранами тот ламповый был невероятно примитивен: размером 8х6 метров и разрешением только 112х84 (шаг пикселя 76,2 мм). Однако это был случайный единичный показ. Светодиодная технология делала первые робкие шаги, осваивая новые возможности.
Большой светодиодный экран во Франкфурте (2006) Фото: Kcsozou |
Светодиодный экран фан-зоны Евро 2008 в Базеле Фото: oleole.com |
К 2002 году к Чемпионату Мира по футболу в Японии и Корее ситуация кардинально поменялась. Тогда, группы болельщиков собрались на время проведения соревнований в неофициально созданных зонах для совместного просмотра на светодиодных экранах. Безусловно, болеть вместе можно было и раньше – как правило, в спорт-барах. Большие плазмы, висящие в разных углах залов, были достаточно мощным стимулом посидеть в баре 2-3 часа, пропустив несколько кружек пива с друзьями-болельщиками. Но спорт-бары с их веселой дружной шумной атмосферой никак не могут сравниться с атмосферой сопричастности, которая возникает на современных фан-зонах перед гигантскими светодиодными экранами.
Матч Евро 2008 Франция-Румыния на светодиодном экране фан-зоны в Берне Фото: oleole.com |
Светодиодный экран фан-зоны в Манчестере 2010 Фото: menmedia.co.uk |
Первая официальная “Зона Болельщика” возникла через четыре года, во время Чемпионата Мира в Германии, и получила огромный успех. Созданную в 2006 году Зону посетило в общем более 14 миллионов человек. Масса фанатов футбола болела за игру своих команд также во время UEFA Euro 2008 в Австрии и Швейцарии. В общем, на ее территориях пребывало более 6 миллионов болельщиков. На 13 площадках в Австрии, Германии и Голландии были развернуты светодиодные экраны общей площадью 1200 кв. метров. Общее число фанатов, посетивших фан зоны со светодиодными экранами составило около 5 млн. человек.
Светодиодный экран в фан-парке FIFA 2010 Кейптауна | Светодиодный экран в фан-зоне FIFA 2010 (Южная Африка) |
Важным шагом вперед в популяризации фан-зон стал чемпионат мира по футболу в Южной Африке (июнь-июль 2010). К тому моменту технология светодиодных экранов стала уже достаточно совершенной: уменьшился шаг пикселя, появилась технология SMD LED, уверенно работавшая в “защищенной наружной среде” (semi-outdoor), разработчики справились с проблемой высокого разрешения в системах управления огромных экранов – свыше 100 кв. метров, организация прямого эфирного вещания и пр. В ЮАР для болельщиков создали не просто “фан-зоны”, а настоящие “фан-парки”. Огромные арендные светодиодный экраны сослужили отличную службу в популяризации футбола. Фактически стало возможным говорить о виртуальных стадионах – ведь фан-зоны посещает гораздо больше народа, чем может вместить самый большой стадион.
Большой светодиодный экран фан-зоны Евро 2012 во Вроцлаве Фото: polishguide2012.pl |
Большой экран фан-зоны Евро 2012 в Варшаве Фото: warszawa.pl |
Количество фан-зон, созданных для проходящего сейчас (июнь 2012) Чемпионата Европы по футболу, посчитать нелегко; практически во всех крупных городах Европы созданы площадки для болельщиков, где главным действующим лицом является светодиодный экран. Например, в столице Украине Киеве главная фан-зона организована с помощью четырех гигантских видео экранов и шести периферийных, по периметру. Помимо собственно футбольных матчей, на светодиодных экранах транслируется полезная информация, объявления, реклама и ролики о культуре и традициях той или иной страны.
Светодиодные экраны фан-зоны Евро 2012 в Гданьске Фото: misja21.blox.pl |
Матч Италия-Испания на большом экране фан-зоны Евро 2012 в Киеве Фото: Анатолий Степанов / Reuters |
По информации на 20 июня 2012 года (т.е. половина чемпионата) общее число болельщиков, посетивших 8 фан-зон в Польше и Украине (города Варшава, Гданьск, Познань, Вроцлав, Донецк, Харьков, Киев, Львов), превысило 4 миллиона человек. В центральных фан-зонах принято устанавливать не один, а несколько экранов. Так, например, на Майдане Незалежности в Киеве поставили 4 гигантских экрана, в Варшаве – 6, во Вроцлаве – 3, в Донецке – 3, Харькове - 3. На Украине киевская фан-зона бьет все рекорды по посещаемости. В целом в фан-зонах Украины побывало 2 млн. 700 тыс. посетителей, из них 1 млн. 200 тыс. только в Киеве.
Светодиодный экран фан-зоны Евро 2012 в Донецке Фото: donbass.ua |
Светодиодный экран фан-зоны Евро 2012 в Харькове Фото: life.comments.ua |
Все светодиодные экраны фан-зон Евро 2012 размером превышают 100 кв. метров, так что смотреть происходящее можно даже издалека. Организация развлекательных программ, приглашение известных исполнителей и персон – все это делает посещение фан-зон тем более интересным и запоминающимся событием. Спонсорам это нравится, болельщикам нравится. И все это благодаря светодиодным экранам! Какая бы страна ни выиграла во время нынешнего чемпионата, основным победителем уже сейчас смело можно объявить – светодиодные экраны.