#6/2012

Виртуальные стадионы

Главный редактор - Владимир Крылов, к.т.н.
Зам. главного редактора - Михаил Никуличев, к.ф.н.

Идея болеть вместе вне стадиона, на котором шел матч, родилась, наверное, когда только появились телевизоры, а соседи собирались перед маленьким экраном, чтобы совместно попереживать. Появление новаторской технологии больших видео экранов (сначала ламповых, а впоследствии светодиодных) дало возможность собираться уже большим группам болельщиков прямо на улицах городов.

Наш журнал, в частности, описывал события далекого 1998 года в статье “Трансляция футбольного матча на наружном ламповом экране в Москве на Поклонной Горе”, когда футбольный матч транслировали “вживую” на одном из первых ламповых экранов в Москве. По сравнению с нынешними светодиодными экранами тот ламповый был невероятно примитивен: размером 8х6 метров и разрешением только 112х84 (шаг пикселя 76,2 мм). Однако это был случайный единичный показ. Светодиодная технология делала первые робкие шаги, осваивая новые возможности.

Большой светодиодный экран во Франкфурте (2006) Светодиодный экран фан-зоны Евро 2008 в Базеле
Большой светодиодный экран во Франкфурте (2006)
Фото: Kcsozou
Светодиодный экран фан-зоны Евро 2008 в Базеле
Фото: oleole.com

К 2002 году к Чемпионату Мира по футболу в Японии и Корее ситуация кардинально поменялась. Тогда, группы болельщиков собрались на время проведения соревнований в неофициально созданных зонах для совместного просмотра на светодиодных экранах. Безусловно, болеть вместе можно было и раньше – как правило, в спорт-барах. Большие плазмы, висящие в разных углах залов, были достаточно мощным стимулом посидеть в баре 2-3 часа, пропустив несколько кружек пива с друзьями-болельщиками. Но спорт-бары с их веселой дружной шумной атмосферой никак не могут сравниться с атмосферой сопричастности, которая возникает на современных фан-зонах перед гигантскими светодиодными экранами.

Матч Евро 2008 на светодиодном экране фан-зоны в Берне Светодиодный экран фан-зоны в Манчестере 2010 год
Матч Евро 2008 Франция-Румыния на светодиодном экране фан-зоны в Берне
Фото: oleole.com
Светодиодный экран фан-зоны в Манчестере 2010
Фото: menmedia.co.uk

Первая официальная “Зона Болельщика” возникла через четыре года, во время Чемпионата Мира в Германии, и получила огромный успех. Созданную в 2006 году Зону посетило в общем более 14 миллионов человек. Масса фанатов футбола болела за игру своих команд также во время UEFA Euro 2008 в Австрии и Швейцарии. В общем, на ее территориях пребывало более 6 миллионов болельщиков. На 13 площадках в Австрии, Германии и Голландии были развернуты светодиодные экраны общей площадью 1200 кв. метров. Общее число фанатов, посетивших фан зоны со светодиодными экранами составило около 5 млн. человек.

Светодиодный экран в фан-парке FIFA 2010 Кейптауна Светодиодный экран в фан-зоне FIFA 2010 (Южная Африка)
Светодиодный экран в фан-парке FIFA 2010 Кейптауна Светодиодный экран в фан-зоне FIFA 2010
(Южная Африка)

Важным шагом вперед в популяризации фан-зон стал чемпионат мира по футболу в Южной Африке (июнь-июль 2010). К тому моменту технология светодиодных экранов стала уже достаточно совершенной: уменьшился шаг пикселя, появилась технология SMD LED, уверенно работавшая в “защищенной наружной среде” (semi-outdoor), разработчики справились с проблемой высокого разрешения в системах управления огромных экранов – свыше 100 кв. метров, организация прямого эфирного вещания и пр. В ЮАР для болельщиков создали не просто “фан-зоны”, а настоящие “фан-парки”. Огромные арендные светодиодный экраны сослужили отличную службу в популяризации футбола. Фактически стало возможным говорить о виртуальных стадионах – ведь фан-зоны посещает гораздо больше народа, чем может вместить самый большой стадион.

Большой светодиодный экран фан-зоны Евро 2012 во Вроцлаве Большой экран фан-зоны Евро 2012 в Варшаве
Большой светодиодный экран фан-зоны Евро 2012 во Вроцлаве
Фото: polishguide2012.pl
Большой экран фан-зоны Евро 2012 в Варшаве
Фото: warszawa.pl

Количество фан-зон, созданных для проходящего сейчас (июнь 2012) Чемпионата Европы по футболу, посчитать нелегко; практически во всех крупных городах Европы созданы площадки для болельщиков, где главным действующим лицом является светодиодный экран. Например, в столице Украине Киеве главная фан-зона организована с помощью четырех гигантских видео экранов и шести периферийных, по периметру. Помимо собственно футбольных матчей, на светодиодных экранах транслируется полезная информация, объявления, реклама и ролики о культуре и традициях той или иной страны.

Светодиодные экраны фан-зоны Евро 2012 в Гданьске Матч Италия-Испания на большом экране фан-зоны Евро 2012 в Киеве
Светодиодные экраны фан-зоны Евро 2012 в Гданьске
Фото: misja21.blox.pl
Матч Италия-Испания на большом экране фан-зоны Евро 2012 в Киеве
Фото: Анатолий Степанов / Reuters

По информации на 20 июня 2012 года (т.е. половина чемпионата) общее число болельщиков, посетивших 8 фан-зон в Польше и Украине (города Варшава, Гданьск, Познань, Вроцлав, Донецк, Харьков, Киев, Львов), превысило 4 миллиона человек. В центральных фан-зонах принято устанавливать не один, а несколько экранов. Так, например, на Майдане Незалежности в Киеве поставили 4 гигантских экрана, в Варшаве – 6, во Вроцлаве – 3, в Донецке – 3, Харькове - 3. На Украине киевская фан-зона бьет все рекорды по посещаемости. В целом в фан-зонах Украины побывало 2 млн. 700 тыс. посетителей, из них 1 млн. 200 тыс. только в Киеве.

Светодиодный экран фан-зоны Евро 2012 в Донецке Светодиодный экран фан-зоны Евро 2012 в Харькове
Светодиодный экран фан-зоны Евро 2012 в Донецке
Фото: donbass.ua
Светодиодный экран фан-зоны Евро 2012 в Харькове
Фото: life.comments.ua

Все светодиодные экраны фан-зон Евро 2012 размером превышают 100 кв. метров, так что смотреть происходящее можно даже издалека. Организация развлекательных программ, приглашение известных исполнителей и персон – все это делает посещение фан-зон тем более интересным и запоминающимся событием. Спонсорам это нравится, болельщикам нравится. И все это благодаря светодиодным экранам! Какая бы страна ни выиграла во время нынешнего чемпионата, основным победителем уже сейчас смело можно объявить – светодиодные экраны.