#11/2015

Интернет вещей (IoT): Светлое будущее среди умных вещей

Главный редактор - Владимир Крылов, к.т.н.
Зам. главного редактора - Михаил Никуличев, к.ф.н.

Сформулированная в 1999 году концепция “Интернета вещей” (англ. “Internet of Things”, IoT), развивается невероятными темпами, как собственно, все, что связано с цифровыми технологиями. В случае IoT организованные в сети интеллектуальные физические объекты приобретают способность общаться друг с другом, исключая из части действий и операций необходимость участия человека. Удобно.

Собственно, настоящее рождение IoT произошло где-то между 2008 и 2009 годом, когда количество цифровых устройств превысило число проживающих на Земле людей. Аналитики предсказывают, что через 4 года, к 2020 году, в сферу IoT будет вовлечено более 26 миллиардов устройств, передающих данные через Интернет.

Интеллектуальные системы в мире растущих контактов
Интеллектуальные системы в мире растущих контактов

Специалисты компании Cisco оценивают объем рынка IoT к 2025 году на уровне 19 миллиардов долларов в сегодняшних ценах. В Великобритании с 2014 года в некоторых школах стали вводить новый предмет “кодинг”, надеясь превратить бытовое программирование, умение понимать и писать код в столь же необходимый навык человека каким в 20 веке было умение читать, писать и считать.

Поскольку IoT растет не по дням, а по часам, вокруг нас разрастается количество информационных объектов, источников и устройств, способных к интерактивному или независимому от нас общению. Умные устройства понемногу трансформируют торговые сети, здравоохранение, сферы туризма и отдыха, транспорт, автоматизация быта в наших домах как впрочем, и все остальное вокруг.

Не говоря уж о рекламе! Разумеется рекламе цифровой, которая играет важную роль в становлении и развитии IoT. Уже сегодня цифровые публичные экраны взаимодействуют с объектами вокруг них, самостоятельно запрашивают сведения из дата-центров, принимают решения о типах оказываемых людям услуг.

Иногда это принимает весьма причудливые формы, как например, когда рекламный экран “чувствует” порыв ветра от прибывающего на платформу поезда и показывает рекламу товара на фоне лица девушки с развивающимися от ветра волосами. Как показывают исследования шведских маркетологов (ибо прием это применен в метро Стокгольма), такой “интеллектуальный” подход к рекламе оказался весьма эффективным.

Связь рекламного контента с прибытием поезда метро

Приведем для примера и технологию iBeacon, разработанную компанией Apple для мобильных приложений на устройствах iOS и Android, позволяющую смартфонам, планшетам и другим мобильным устройствам устанавливать связь по каналам Bluetooth. На стенде компании Scala на выставке ISE эта технология демонстрировалась на примере синхронизации поднятой клиентом спортивной обуви и изображением на рекламном экране.

Scala соединяет физический и виртуальный мир на ISE 2015

Новые формы взаимодействия между устройствами будут появляться по мере того, как расширяется рынок IoT. Уже сейчас маркетинговое агентство Gartner оценивает распространение “интеллектуальных” технологий в сфере медицинских услуг, робототехники и автоматизации фабрик, транспорта, оплаты подачи электроэнергии и воды потребителям. Мир превращается в глобальную сеть компьютеров, информации, видеокамер, баз данных и мобильных устройств.

Однако с увеличением числа цифровых устройств резко повышается опасность взломов, перехватов и подмены данных. А когда из школ Англии, США и других стран станут десятками тысяч выходить умненькие, сообразительные дети, способные с помощью “кодинга” творить чудеса с незащищенными цифровыми устройствами, ситуация и вовсе может выйти из под контроля. Не пора ли задуматься заранее и предусмотреть средства защиты нынешних миллионов и будущих миллиардов IoT устройств, без которых жизнь наша уже немыслима!