#2/2015

Рынок цифровой рекламы и прогнозы

Главный редактор - Владимир Крылов, к.т.н.
Зам. главного редактора - Михаил Никуличев, к.ф.н.

Бывают ли прогнозы точными? У каждого будет свой ответ. Но без прогнозов современный человек жить уже не может. А если человек работает в рекламе, конкретнее – в области цифровой рекламы, то ему подавай прогноз развития отрасли, как рекламной, так и производственной. Этим мы сейчас и займемся.

Технология цифровой рекламы постоянно совершенствуется, появляются все новые варианты представления рекламного контента для аудитории. Однако серьезно отстает отчетность: отсутствие аргументированного анализа возвратности инвестиций является важным барьером на пути развития индустрии.

Уже подсчитано, что в 2012 году оборот в области цифрового оборудования для рекламы, программного обеспечения, обслуживания и ремонта, а также собственно цифровой рекламы составил 13,2 млрд. долларов, в 2013 – 13,9 млрд., в 2014 – 14,3 млрд. При этом консервативный прогноз на 2017 год составляет более 17 млрд., т.е. среднегодовой рост на 5% - и это при относительно депрессивной экономике развитых стран. Неплохой результат. Конечно, прогноз, сделанный в 2010 году, выглядит существенно привлекательней.

Прогноз рынка цифровой рекламы с 2010 по 2018 годы
Прогноз рынка цифровой рекламы с 2010 по 2018 годы

Прогноз 2010 явно не учитывал замедления роста в 2012 году. Поэтому вопрос о правильной оценке факторов, влияющих на рынок, ключевой при определении рыночных ориентиров на будущее. Неравномерность цифрового рынка рекламы – еще один важный фактор прогнозирования. Сегодня рынок северной Америки (в первую очередь, США и Канады) привлекает почти половину всех оборотов в мире.

Гигантский рекламный LED экран на вокзале Цифровая реклама в действии
Гигантский рекламный LED экран на вокзале Цифровая реклама в действии

Аналитическое агентство NPD DisplaySearch сообщает, что за последние три года в северно-американском регионе “парк” цифровых экранов (как светодиодных, так и LCD) увеличивался примерно на 2 млн. панелей в год. Разумеется, такое количество определяется появлением новых мест размещения рекламных экранов небольшого размера (в среднем, 27 дюймов или 67 см) над прилавками магазинов, у касс торговых залов, в лифтовых холлах и пр. Среди этого числа, заметных светодиодных экранов, медиафасадов и проекционных экранов относительно немного – около 50 тысяч.

Общее число экранных рекламных поверхностей в сфере DOOH в северной Америке на начало 2015 года составило около 18 миллионов, а более 400 независимых рекламных сетей и более 1000 корпоративных сетей, 150 производителей цифрового рекламного оборудования создают почти 50 тысяч рабочих мест по региону.

Наш журнал уже многие годы пишет о постепенном формировании новой наружной цифровой среды, о наружном телевидении и сращивании наружной цифровой рекламы и интернета. Но только недавно данная тенденция была признана англоязычным профессиональным сообществом, которое предложило новый термин “The Outernet”, встраивающийся в ряд других уже существующих, но более узких по значению “Out-of-Home Video” и “Screenmedia”.

Наружный рекламный LED экран Ocean Outdoor Рекламный LED экран APN Outdoor
Наружный рекламный LED экран Ocean Outdoor Рекламный LED экран APN Outdoor

Среди важных факторов, способствующих распространению цифровой рекламы, - значительно снизившиеся цены на цифровые носители, увеличивающийся срок их службы и надежность, упростившиеся пользовательские программы по управлению контентом, использование разнообразных интерактивных функций, а также возможность проводить адресные кампании и показы.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию в мире, цифровые рекламные сети не закрываются и не сокращаются в объемах, что указывает на их потенциал и уверенность инвесторов в том, что цифровая реклама – будущее всей рекламной области.

Растущий рынок процессоров, увеличение их производительности и расширение функционала приводят к тому, что рекламный экран перестает быть простым плеером, а превращается в мощный компьютер, который легко интегрируется в цифровую и коммуникационную среду.

Кроме того на рынке появилось множество специалистов-дизайнеров и художников, которые научились делать поистине зрелищные цифровые ролики. Все рекламодатели хорошо усвоили, что продажами управляет контент, а “настроить” и “подстроить” (fine-tune) контент на цифровых носителях значительно проще, чем в традиционных видах статичной рекламы.

Важнейшим негативным фактором развития цифрового рынка рекламы остается отсутствие надежной аналитики. Инвестиции в рекламу зависят, прежде всего, от их возвратности, решения о финансировании всегда основаны на извлечении прибыли. Поэтому инвесторы продолжают сравнивать привлекательность разных видов рекламы, их воздействие на аудиторию – а это те параметры, которые трудно измерить.

Любителям истории должна быть знакома фраза Джона Ванамейкера (1838 - 1922), открывшего в 1876 году в здании старого вокзала Филадельфии огромный универмаг имени себя: “Половину денег, что я трачу на рекламу, уходит впустую. Беда в том, что я не знаю, какая это половина”.

Сегодня можно посчитать все что угодно, но дилемма Ванамейкера так и остается неразрешенной. Как только цифровая наружная реклама докажет свое несомненное преимущество перед другими рекламными продуктами на основе малой затратности, быстрой окупаемости и долгого срока службы – начнется новая эпоха цифрового роста.