#4/2015

Медиафасады осваивают городское пространство

Главный редактор - Владимир Крылов, к.т.н.
Зам. главного редактора - Михаил Никуличев, к.ф.н.

Можно сказать, что именно с медиафасада все и началось. Ведь именно медиафасад по всей стене Фондовой биржи в Нью-Йорке открыл новую эру светодиодной и цифровой рекламы в мире. Потягаться с тем “монстром” в 1990-х не мог никто, и надолго наступила эпоха светодиодных экранов.

Огромный медиафасад комплекса Taman Anggrek в Индонезии Огромный медиафасад комплекса Taman Anggrek в Индонезии
Огромный медиафасад комплекса Taman Anggrek в Индонезии

Менялись конструкции, разрешение, размеры отдельно стоящих или крышных экранных установок, но все же все новости вращались вокруг экранов. До относительно недавнего времени, когда появившиеся новые технологии позволили существенно упростить инженерно и удешевить финансово сеточную структуру экрана, а вместе с тем, покрытие светодиодными сетками огромных фасадных площадей коммерческих зданий.

И медиафасады стали появляться везде. Явление это настолько заметное, что ровно год назад, в апреле 2014 года под эгидой европейского института медиа архитектуры (MAI) в Германии состоялась конференция, посвященная медиафасадам, где собравшиеся со всех концов света делегаты презентовали свои проекты и обсуждали насущные темы.

А тем набралось немало: например, воздействие медиафасадов на архитектуру современного города; влияние медиафасадов на изменение восприятия городской среды; изменение восприятия рекламы; преимущества и риски новой технологии; тренды и предсказания на будущее и многое другое.

Медиафасад автовокзала Port Authority в Нью-Йорке Медиафасад автовокзала Port Authority в Нью-Йорке

В отличие от новых экранных установок, которые требуют выделения мест в перегруженном городе, медиафасады естественным образом встраиваются в существующее городское пространство. При этом они преображают до неузнаваемости не только новые, но и старые постройки.

Прозрачный угловой медиа-фасад площадью 553 кв.м. скрывает чересчур “индустриальный” вид одного из самых больших в Америке автовокзалов в центре Нью-Йорка. Более 1,3 млн. светодиодов на металлической сетке работают круглосуточно, показывая рекламу, графические изображения в высоком разрешении и полезную информацию для путешественников.

В Европе уже давно осознали необратимость процесса распространения светодиодных технологий и постарались использовать его для улучшения внешнего вида городов, проведения арт-фестивалей, пропаганды нового вида визуального искусства. В результате, появились многочисленные артхаус проекты, типа дортмундского дома искусств, где одновременно отрабатываются новые технологии и проводятся эксперименты с визуальными представлениями.

Трехуровневый арт-медиафасад 625 кв. м в центре Дортмунда Медиафасадный проект “Робот”
Трехуровневый арт-медиафасад 625 кв. м в центре Дортмунда Медиафасадный проект “Робот”

Или еще один необычный медиафасадный проект, который фактически стал символом Земли Рейнланд-Пфальц в Германии. Смотровая площадка в виде робота, полностью покрыта нержавеющей сеткой с вплетенными в нее светодиодами. Общая площадь медиафасада составляет 1470 кв.м.

Медиафасад универмага El Corte Ingles в Мадриде Медиафасад универмага El Corte Ingles в Мадриде

Разумеется, основным предназначением медиафасада остается реклама. Не обратить внимание на медиафасад невозможно, как невозможно впоследствии отделаться от подсознательно возникающей потребности зайти в магазин и купить предложенное. Например, посещение центрального универмага El Corte Inglés в центре Мадрида возросло троекратно после того, как на его фасаде стараниями инженеров Daktronics возник светодиодный экран (SMD с шагом пикселя 10 мм) площадью 194 кв. метра и разрешением Full HD.

Своеобразный смотр проектов в области медиафасадов (Media Architecture Biennale) продолжался в течение всего 2014 года и закончился в Дании, где были награждены и отмечены призами пять проектов. Среди них необычный проект, преобразовавший скучный блок завода по сжиганию мусора в Роскильде в Дании из заурядного индустриального сооружения в арт-объект, включенный Юнеско в список необычных и охраняемых объектов архитектуры.

Победителем в номинации “Тренды и прототипы” стал проект лондонской дизайн-студии Асиф Хана “Мегалица”, который впервые был реализован во время зимних Олимпийских игр в Сочи. Фактически, это первый в мире проект “живого” трехмерного светодиодного экрана: 11 тысяч поршней со светодиодными пикселями на кончиках движутся, образуя трехмерные светодиодные картины лиц, в данном случае лиц болельщиков Олимпиады, которые буквально выплывают из плоской поверхности экрана.

Медиафасад завода по сжиганию мусора Роскильде Проект “MegaFaces”
Медиафасад завода по сжиганию мусора Роскильде Проект “MegaFaces”

Но украшать город и маскировать неудобные объекты оказалось не единственной задачей медиафасадов. Чтобы остановить закрытие объектов культуры, которые находятся в упадке, городской совет Мадрида одобрил закон, который позволит кинотеатрам и театрам города устанавливать на стенах экраны большого формата (считайте медиафасады) и получать доход от трансляции рекламы третьих лиц. Неплохо бы и другим городским советам последовать примеру Мадрида!

Светодиодные экраны на фасаде здания на площади Callao в Мадриде Светодиодные экраны на фасаде здания на площади Callao в Мадриде
Светодиодные экраны на фасаде здания на площади Callao в Мадриде

Разумеется, наш небольшой список проектов медиафасадной тематики далеко не исчерпывает интересных, запоминающихся и достойных проектов. Однако творческое и инженерное разнообразие подходов говорят о том, что тема – на взлете, и в ближайшие годы мы увидим еще не мало замечательных установок медиафасадов, которые сделают наши города менее скучными и более красочными.