Медиафасады осваивают городское пространство
Можно сказать, что именно с медиафасада все и началось. Ведь именно медиафасад по всей стене Фондовой биржи в Нью-Йорке открыл новую эру светодиодной и цифровой рекламы в мире. Потягаться с тем “монстром” в 1990-х не мог никто, и надолго наступила эпоха светодиодных экранов.
Огромный медиафасад комплекса Taman Anggrek в Индонезии |
Менялись конструкции, разрешение, размеры отдельно стоящих или крышных экранных установок, но все же все новости вращались вокруг экранов. До относительно недавнего времени, когда появившиеся новые технологии позволили существенно упростить инженерно и удешевить финансово сеточную структуру экрана, а вместе с тем, покрытие светодиодными сетками огромных фасадных площадей коммерческих зданий.
И медиафасады стали появляться везде. Явление это настолько заметное, что ровно год назад, в апреле 2014 года под эгидой европейского института медиа архитектуры (MAI) в Германии состоялась конференция, посвященная медиафасадам, где собравшиеся со всех концов света делегаты презентовали свои проекты и обсуждали насущные темы.
А тем набралось немало: например, воздействие медиафасадов на архитектуру современного города; влияние медиафасадов на изменение восприятия городской среды; изменение восприятия рекламы; преимущества и риски новой технологии; тренды и предсказания на будущее и многое другое.
В отличие от новых экранных установок, которые требуют выделения мест в перегруженном городе, медиафасады естественным образом встраиваются в существующее городское пространство. При этом они преображают до неузнаваемости не только новые, но и старые постройки.
Прозрачный угловой медиа-фасад площадью 553 кв.м. скрывает чересчур “индустриальный” вид одного из самых больших в Америке автовокзалов в центре Нью-Йорка. Более 1,3 млн. светодиодов на металлической сетке работают круглосуточно, показывая рекламу, графические изображения в высоком разрешении и полезную информацию для путешественников.
В Европе уже давно осознали необратимость процесса распространения светодиодных технологий и постарались использовать его для улучшения внешнего вида городов, проведения арт-фестивалей, пропаганды нового вида визуального искусства. В результате, появились многочисленные артхаус проекты, типа дортмундского дома искусств, где одновременно отрабатываются новые технологии и проводятся эксперименты с визуальными представлениями.
Трехуровневый арт-медиафасад 625 кв. м в центре Дортмунда | Медиафасадный проект “Робот” |
Или еще один необычный медиафасадный проект, который фактически стал символом Земли Рейнланд-Пфальц в Германии. Смотровая площадка в виде робота, полностью покрыта нержавеющей сеткой с вплетенными в нее светодиодами. Общая площадь медиафасада составляет 1470 кв.м.
Разумеется, основным предназначением медиафасада остается реклама. Не обратить внимание на медиафасад невозможно, как невозможно впоследствии отделаться от подсознательно возникающей потребности зайти в магазин и купить предложенное. Например, посещение центрального универмага El Corte Inglés в центре Мадрида возросло троекратно после того, как на его фасаде стараниями инженеров Daktronics возник светодиодный экран (SMD с шагом пикселя 10 мм) площадью 194 кв. метра и разрешением Full HD.
Своеобразный смотр проектов в области медиафасадов (Media Architecture Biennale) продолжался в течение всего 2014 года и закончился в Дании, где были награждены и отмечены призами пять проектов. Среди них необычный проект, преобразовавший скучный блок завода по сжиганию мусора в Роскильде в Дании из заурядного индустриального сооружения в арт-объект, включенный Юнеско в список необычных и охраняемых объектов архитектуры.
Победителем в номинации “Тренды и прототипы” стал проект лондонской дизайн-студии Асиф Хана “Мегалица”, который впервые был реализован во время зимних Олимпийских игр в Сочи. Фактически, это первый в мире проект “живого” трехмерного светодиодного экрана: 11 тысяч поршней со светодиодными пикселями на кончиках движутся, образуя трехмерные светодиодные картины лиц, в данном случае лиц болельщиков Олимпиады, которые буквально выплывают из плоской поверхности экрана.
Медиафасад завода по сжиганию мусора Роскильде | Проект “MegaFaces” |
Но украшать город и маскировать неудобные объекты оказалось не единственной задачей медиафасадов. Чтобы остановить закрытие объектов культуры, которые находятся в упадке, городской совет Мадрида одобрил закон, который позволит кинотеатрам и театрам города устанавливать на стенах экраны большого формата (считайте медиафасады) и получать доход от трансляции рекламы третьих лиц. Неплохо бы и другим городским советам последовать примеру Мадрида!
Светодиодные экраны на фасаде здания на площади Callao в Мадриде |
Разумеется, наш небольшой список проектов медиафасадной тематики далеко не исчерпывает интересных, запоминающихся и достойных проектов. Однако творческое и инженерное разнообразие подходов говорят о том, что тема – на взлете, и в ближайшие годы мы увидим еще не мало замечательных установок медиафасадов, которые сделают наши города менее скучными и более красочными.