#5/2015

Цифровое видео в борьбе за потребителей

Главный редактор - Владимир Крылов, к.т.н.
Зам. главного редактора - Михаил Никуличев, к.ф.н.

Безусловное господство телевидения как развлекательного устройства понемногу уходит в прошлое. Современное поколение не сохранило лояльности телевидению и все больше отдает предпочтение другим устройствам для получения информации и удовольствия. Чтобы удержать потребителя, медийные компании должны изобретать новые способы подачи контента, который мог бы появляться в разных форматах на экранах разного типа.

Разумеется, слухи о кончине вещательного телевидения не подтверждаются. Но нельзя не видеть, как меняется отношение потребителей к видеоконтенту. Очевидно, что быстрыми темпами распространяются короткие видеосюжеты, особенно предназначенные для воспроизведения на личных IP-устройствах.

Приведем пример: число часов просмотра роликов на YouTube с его миллиардной аудиторией увеличивается на 50% каждый год, и половина просмотров приходится на личные мобильные устройства. При этом просмотр более продолжительных видеосюжетов (новостных, спортивных и развлекательных) также уходит с телевизионных экранов на экраны компьютерные или планшетные.

Аналитики говорят, что за 2014 год телевизионная аудитория в среднем уменьшилась на 13%. IP-вещание стремительно расширяется, отбирая аудиторию у традиционного вещательного телевидения. Меняется и наше восприятие видеоконтента, мы подсознательно делаем выбор в пользу короткого, яркого и, возможно, смешного. Для профессионалов телевизионного и рекламного рынка это означает переход на цифровые платформы с новыми форматами предъявления контента.

Мы плавно входим в мультиэкранную эпоху: до 37% телевизионной аудитории одновременно с просмотром телепрограмм увлеченно занимаются своими смартфонами и планшетами. То же касается и поведения на улице или на общественном транспорте: мы не расстаемся со смартфонами, поглядывая на уличные видеоэкраны или транспортные мониторы. Понятно, что медиа компании, уже знакомые с изменением потребительского поведения, активно ищут пути коммерческого использования двухэкранного феномена.

Рекламные дисплеи в Лондонском аэропорте Станстед Видеостена в мегамоле
Рекламные дисплеи в Лондонском аэропорте Станстед Видеостена в мегамоле

Поскольку значительная часть нашего времени проходит вне дома, цифровое видео стало быстро внедряться в городское пространство в виде огромных светодиодных экранов на улицах и площадях, гигантских медиафасадов на зданиях, среднеформатных видео киосков на тротуарах, LCD дисплеев в переходах, холлах, лифтах и коммерческих центрах.

Первые видеоэкраны нового поколения LED начали появляться на улицах больших городов примерно 20 лет назад. В нынешнем 2015 году мы привычно дополняем нашу жизнь информационно-развлекательным содержанием из наружных экранов разного типа.

Светодиодные экраны на ж/д вокзале в Швейцарии Гигантский тотем LG в торговом центре
Светодиодные экраны на ж/д вокзале в Швейцарии Гигантский тотем LG в торговом центре

Цифровая среда DOOH объединила рекламу, интерактивные функции цифрового носителя и социальные медиа в рамках постоянно разрастающихся экранных цифровых экосистем. Уже сегодня по всему миру установлены миллионы связанных сетями цифровых дисплеев, видеосообщения на которых могут быть практически мгновенно изменены и адаптированы под локальные особенности аудитории.

Важнейшим нововведением последних двух лет стало включение в цифровые OOH систем общественного вещания (Public Service Announcements - PSA). Эти системы используются для всех случаев массового оповещения, будь то приятные праздничные вещания или сообщения, связанные с чрезвычайными ситуациями.

Развитие данных систем получило мощный импульс после разрушительных землетрясений и цунами в Японии в 2011 году. DOOH сети, оснащенные системами PSA, были активно задействованы в ходе спасательной операции после сильнейших землетрясений в Катманду 2015 года, для оповещения о последствиях, для сбора пожертвований.

Светодиодный экран для массового оповещения в Севастополе Трансляция выступления Владимира Путина на LED экране в Севастополе
Многофункциональный комплекс городского доверенного IP-вещания, мониторинга и оповещения населения в Севастополе

По мере развития технологий и появления защищенных каналов трансляции развитие пошло по пути создания многофункциональных городских PSA комплексов на базе установленных в людных местах светодиодных экранов. Одна из первых пилотных зон была создана усилиями российских фирм РСВО и ее технологического партнера НТЦ “НАО-Про” в Санкт-Петербурге и Крыму и успешно прошла испытания во время празднования 70-ой годовщины Победы во Второй мировой войне.

Цифровое знакомство у LED экрана на станции Ватерлоо в ЛондонеЦифровое знакомство у LED экрана на станции Ватерлоо в Лондоне

Сегодня многие аналитики рассуждают о конвергенции СМИ и интернет-ТВ, о создании унифицированных платформ вещания и создания видеоконтента. Дети 21 века – это “цифровые” люди. Если принтер и ксерокс превратили человека в полноценного издателя, так и цифровые технологии и интернет стремительно расширяют способы обмена информации и современную городскую медиасреду.

Мы быстро входим в эпоху многоэкранности и многофункциональности. Все формы СМИ постепенно мигрируют в Интернет, но и Интернет уже не удовлетворяется одним виртуальным пространством, “выплескивается” в пространство реальное, пространство наших улиц и площадей через экранные технологии. В таком слиянии множество преимуществ, но и множество угроз, о которых наш журнал будет писать подробно в следующих статьях.