#12/2017

Виртуальная реальность на театральной сцене

Главный редактор - Владимир Крылов, к.т.н.
Зам. главного редактора - Михаил Никуличев, к.ф.н.

Современный театр переживает сложные времена, когда ему приходится коммерчески выживать в жестокой конкуренции с кинематографом. В этих условиях театр ищет новые подходы к тому, как привлечь зрителя.

И немалую роль в этих поисках играют новые выразительные средства и пространственные решения в современной сценографии. Сегодня изменилась не только форма спектакля, но и технологии создания декораций, имитирующие живопись, ткани, различные фактуры (металл, камень, снег и т.д.).

Легче всего имитировать любую сценографическую обстановку на светодиодных панелях, которые удобно встраиваются в современную мобильную сцену. Великолепным примером такого технологического синтеза театра и медийных средств стала постановка мюзикла “Анна Каренина” на сцене московского театра Оперетты. Компания Stealth предоставила в аренду и смонтировала LED экраны на основе модулей PixLED FX-11.

"Анна Каренина" в LED-декорациях компании Stealth

Театральное искусство на стыке веков проходит сложный и активный путь экспериментирования, испытывая на прочность основы классического театра. Технологии, соединяющие различные средства информации и коммуникации (кино, телевидение, Интернет, мобильную связь) стремительно внедряются театр.

Синтетический характер деятельности театральных художников превращает этот процесс в неотъемлемую творческо-технологическую часть работы над сценографией. Новые технологии в большей степени ориентированы на создание визуальных образов, поэтому использование их в сценографии оправдано с точки зрения универсализации создания спектакля от идеи, эскиза, макета до декораций.

Декорации балета “Маша и Мышиный король” Декорации балета “Маша и Мышиный король”

Современные театральные постановщики предпочитают завоевывать интерес зрителей “медийностью” сценографии. Инновационные технологические решения в свете, звуке, декорациях и костюмах не только обеспечивают зрелищность образов, но в первую очередь помогают создать и поддержать эмоциональную среду спектакля, которая органично окружает актеров и зрителей.

Сегодня театральным постановщикам доступен большой спектр технологического оборудования: проекционные приборы, системы озвучивания, видеоизображения и светового оформления. Именно так и поступили постановщики балета “Маша и Мышиный король” на сцене Санкт-Петербургского театра балета им. П. И. Чайковского.

Световое оформление приобретает все большую художественную выразительность. Постановщики, конкурируя на “театральном рынке” используют в спектаклях видеопроекции, электронные декорации с мультимедийными экранами, светодиодные костюмы и занавесы, множество световых спецэффектов, конструктивные элементы и площадки с дистанционным управлением. Синтез искусств как признак современности, применение передовых технологий в театральной “визуальной эпохе” на сегодняшний день – самый распространённый прием в сценографии.

Организация пространства сцены неразрывно связана с использованием новых достижений науки в техническом оснащении театра: LED экраны, проекционные экраны, адаптированные для небольших залов и концертных площадок, проекционные натяжные экраны, плазменные панели с разными диагоналями, мультифункциональные световые приборы, светодиодные матрицы, туманный экран, интерактивный пол, интерактивное стекло, различные постановочные приемы, использующиеся в видеопроекции, как передней, так и задней).

Мультимедийные декорации и 8К LED экран на Rockettes’ Christmas Shows в Нью-Йорке

Возможности новых технологий позволяют художнику-постановщику синтезировать творческую и техническую часть своей деятельности, органично соединяя процесс создания художественного образа, конструктивное решение жестких декораций и производство габаритных чертежей. Новые технологии, применяемые в разработке и конструировании сценической композиции, благодаря своей универсальности помогают создать целостность пространственной среды.