#7/2006

Urban Screens 2005: Городская среда и светодиодные экраны

Луис М. Брилл

Urban Screens 2005 – это международная конференция, организованная Амстердамским Институтом культуры, искусства и публичного пространства при содействии Берлинской Urban||ReseARTch Group. Она проходила в последних числах 2005 года. На конференции присутствовало около 220 участников, так или иначе связанных с искусством, архитектурой, изучением городской среды и цифровых технологий.

Как минимум 35 докладчиков затронули тему интеграции наружного цифрового искусства и городского пространства при помощи светодиодных видеоэкранов. Докладчики рассказали и показали, как крупноформатные светодиодные экраны из США, Англии, России, Швейцарии, Сербии и Черногории, Франции и Бразилии могут служить “галерейными полотнами”, открытыми политическими площадками, местами для общения людей – одним словом, коммуникативными форумами, которые стимулируют “живую культуру”.

Крупноформатные светодиодные видеоэкраны интегрировались в городское пространство – парки, торговые центры, площади, жилые и торговые кварталы, где экраны стали использоваться в таких некоммерческих областях, как искусство, образование и развлечение.

Башня The Grand Indonesia в Джакарте Башня The Grand Indonesia в Джакарте

Башня The Grand Indonesia в Джакарте представляет собой 57-этажный небоскреб, украшенный двумя светодиодными видеоэкранами. Задний экран низкого разрешения транслирует абстрактное видео. Экран высокого разрешения на лицевой части здания транслирует обычные ролики, либо бренды компаний. Общая площадь обоих экранов – порядка 60 000 кв. футов.

Одна из организаторов конференции Мириам Струпек (куратор Urban||ReseARTch) отметила, что публичное пространство всегда побуждало человека к каким-либо действиям. Струпек также заявила, что социальное участие сейчас происходит не только традиционными способами, но и по средствам интеграции больших экранов в публичное пространство.

Часто встречающиеся в Европе электронные “культурные полотна” теперь распространены и в США. Интеграция крупноформатных видеоэкранов произошла в таких местах, как Чикагский фонтан “Корона” в Миллениум парке и улице Фримонт - гигантский светодиодный экран в Лас-Вегасе.

То же самое происходит и в торговых центрах. Яркие примеры этому: огромный светодиодный экран Fashion Show в Лас-Вегасе и светодиодные экраны центра “Millennia” в Орландо. Докладчики конференции высказали сожаление по поводу финансовой стороны вопроса, относящейся к затратам на производство и покупку экранов. Они также обсудили, как именно необходимо интегрировать видеоэкраны в имеющиеся, либо будущие, городские пространства.

Видео соборы

Старший преподаватель университета Мельбурна в Австралии Скотт МакКуайр открыл конференцию докладом: “Политика публичного пространства в медийном городе”. МакКуайр объяснил, как телевидение из домашней вещи превратилось в архитектурно-дизайнерский элемент. “Медиа-здания”, как он их называет, служат соборами современных городских районов. “Это позволило наружному видеоэкрану потенциально стать новым участником общественных мест”, сказал МакКуайр, “создать новые формы публичных отношений между людьми и их районами”.

Почему это настолько важный шаг в эволюции дисплеев? Электронный экран сейчас является основной составляющей в публичных местах. Он интегрировал в рекламу, в коммерческие проекты, в системы управления дорожным движением, архитектурные строения, где он предстал современным, коммерческим электронным экраном. Такое разное использование экранов в городской сфере распространено по всему миру, где это олицетворяет метафоричную глобальную деревню.

В Англии BBC характеризует технологию наружного видео как форму “общественного вещания”. В газете, изданной к конференции, BBC назвала широкоформатный видеоэкран “главной коммуникативной системой для создания “цифровых центров городов” и публичной трансляции общественных и образовательных программ, видео-арта и текущих новостей”.

Докладчик Линда Уоллас из Национального университета Австралии на конференции затронула тему того, как наружные видеоэкраны формируют “видео сферу”, механизм доставки, который растворяет виртуальное пространство (видео и медиа контент) в реальном мире. Чтобы это сделать, BBC договорилась с Королевским Банком Шотландии в 2004 о создании их первого видеоэкрана в публичном месте – на Exchange Square в Манчестере. BBC планирует установить еще несколько подобных наружных экранов в других местах Англии.

Внешнее внутри

Ролик фестиваля OutVideo на наружном видеоэкране Ролик фестиваля OutVideo на наружном видеоэкране

В российском городе Екатеринбурге куратор и медиа-артист Арсений Сергеев использовал эфирное время на восьми видеоэкранах для показа “арт видео”. Сергеев делал особый упор на привлекательность проекта, когда уговаривал городских медиа планеров дать ему возможность трансляции роликов на наружных экранах: “Если вы мне дадите возможность транслировать фестиваль арт-кино на видеоэкранах, люди будут смотреть на ваши экраны чаще. Таким образом, у вас будет более восприимчивая аудитория, которой будут интересны ваши наружные рекламные экраны”. Его фестиваль наружного видео “OutVideo” демонстрировал около 160 видео работ в виде 30-секундных роликов, “чтобы рассказать людям об электронном искусстве в публичном пространстве”. Ролики транслировались целый месяц.

В течение месяца, пока шел фестиваль OutVideo в Екатеринбурге, на восьми видеоэкранах в промежутках между показами рекламных роликов транслировались работы в стиле video art.

Вера Бюльман и Андреас Вагнер из Университета искусства и дизайна (Базель, Швейцария) представили доклад “Умная оболочка – четвертое измерение архитектуры”. Они продемонстрировали, как фасады зданий перевоплотились в динамичные оболочки, которые показывали индивидуальность зданий как “живого бренда”. Видеоэкраны формируют электронную оболочку, которая обволакивает здание и визуально подчеркивает индивидуальность компании. Здания Nasdaq и Lehman Brothers в Нью-Йорке служат тому главными примерами.

Тем не менее, прогрессивное архитектурное мышление сделало шаг вперед, интегрировав солнечную батарею и “находчивые” электронные системы, которые делают из здания “чувствительную вещь” в глазах окружающих. Эта умная оболочка помогает зданию визуально адаптироваться к окружающей среде, к бренду его владельца и культурной индивидуальности.

Некоторые другие докладчики, в основном, застройщики недвижимости, показали изображения или макеты моделей планируемых архитектурных строений, на которых изображены встроенные в них светодиодные видеоэкраны, которые помогут интегрировать строения в городскую среду.

Настрой на будущее

Эта теоретическая конференция сфокусировала внимание на реальном положении дел, так и на будущем. Многие докладчики объясняли, как они использовали в своих городах уличные экраны и разными способами пытались трансформировать местное городское пространство в “видео сферу”. Веб-сайт конференции содержит описание собраний. В 2006 году конференция пройдет в Берлине. Дата проведения пока уточняется.