#4/2007

Социальная значимость федеральных и городских сетей на основе современных светодиодных экранов

Главный редактор - Владимир Крылов

Применение современных систем отображения информации в гражданском обществе

В последние годы особенно бурное развитие приобрели области и технологии, обеспечивающие возможность доводить информацию и рекламу до широкой аудитории. Это и уже ставшие “традиционными” - телевидение, радио, газеты, журналы, наружная реклама, так и “новейшие” направления - интернет, большие наружные экраны. Телевизионных каналов становиться всё больше и больше, число радиостанций, газет, журналов также растёт. На улицах большое количество щитовой рекламы - вывесок, а количество web-страниц, журналов, порталов в интернете ежесекундно увеличивается в 10 раз.

От такого растущего многообразия ещё быстрее растут новые проблемы:

  • Проблема выбора: что смотреть, что слушать, какой сайт выбрать, каким новостям, передачам отдать предпочтение?
  • Проблема эффективности рекламы на телеканалах и радио. Из-за увеличения количества каналов, во время рекламы люди просто переходят на другой канал и не только пропускают рекламу, но могут и не вернуться на этот канал, заинтересовавшись другой передачей.
  • Проблема освещения акций и новостей интернет-сайтов (порталов) вне интернета.

Решение данных проблем и задач привело к поиску новых технологий, позволяющих повысить эффективность средств, используемых при проведении политических, информационных, коммерческих, рекламных, спортивных, социальных и других компаний. Одной из таких новых эффективных технологий стала технологии “наружного видео” и “наружного телевидения” на основе наружных светодиодных экранов.

Это обусловлено следующими отличительными особенностями данной технологии:

  • ограниченным числом “ключевых мест” для наружных светодиодных экранов в каждом городе;
  • невозможностью “переключиться на другой канал”;
  • в связи с тем, что психологами доказано, что человек лучше всего воспринимает зрительную информацию, особенно, динамически меняющуюся, видео и анимационные ролики – то информация на наружных видеоэкранах имеет большую эффективность, чем на обычных статических средствах наружной рекламы;
  • как показала практика, реклама и информация на видеоэкранах не воспринимается большинством зрителей как раздражитель, а, наоборот, вызывает интерес и привлекает внимание, т.к. не прерывает интересную программу или фильм, а как бы заполняет полезной информацией время, которое чаще всего просто потеряно (это время передвижения по дорогам и улицам);
  • во время массовых уличных мероприятий, концертов, карнавалов, праздников дает возможность большим массам уже издали видеть крупным планом то, что происходит на сцене или в разных местах, куда доступ ограничен;
  • данная технология использует современные достижения цифровых компьютерных видео технологий, что позволяет существенно сократить время изготовления роликов и оперативно корректировать их, что очень важно для рекламы интернет - порталов и сайтов.
Сеть видеоэкранов в “сити” формате в Шанхае Сеть видеоэкранов в “сити” формате в Шанхае

Сейчас наступает период, когда наружные светодиодные экраны становятся ещё одним ключевым компонентом государственной, региональной и городской информационно-рекламной инфраструктуры. Отдельно стоящие экраны стали объединять в сети, в результате чего эффективность этой новой информационной технологии стала неуклонно возрастать. Первые сети городского масштаба появились еще в 1998-1999 г. в Сан-Пауло (Бразилия), Йоханнесбург (ЮАР), Сан-Франциско (США), Москва (Россия).

Сейчас уже можно выделить несколько основных направлений, по которым идет развитие данной технологии при использовании видеоэкранов в городской среде в рекламно - информационных целях:

1) Хаотичная установка видеоэкранов без учета соответствия размеров, типов и окружающего ландшафта (примеры есть и в Европе, США, России, и др. странах).

2) Замена существующих форматов в наружных рекламных носителях на более современные на основе экранных технологий (наиболее яркий пример - это сеть в формате “сити” в Шанхае, сеть Clear Chanel, Lamar (США), а также городские сети Сан-Пауло (Бразилия), Йоханнесбург (ЮАР), Сан-Франциско (США), Москва (Россия).

Эти два направления связаны прежде всего с использованием экранных технологий только в рекламных целях.

Третье же направление включает в себя не только рекламные цели, но и городские и государственные цели, в том числе и задачу оповещения населения в случае террористических опасностей, ураганов, тайфунов, наводнений и других чрезвычайных ситуаций, а также цель информационной поддержки массовых городских и национальных праздников и мероприятий, целевых акций.

Мне кажется, что именно третье направление является наиболее перспективным, т.к. дает возможность разумно сочетать как коммерческие рекламные интересы, так и интересы простых граждан, а также городских и федеральных органов.

Россия одна из первых в мире стран, где данное направление было поддержано на правительственном уровне. 14 октября 2004 года вышло Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1327-р, определяющее меры по совершенствованию обеспечения своевременного оповещения и оперативного информирования граждан с использованием современных технических средств массовой информации, устанавливаемых в местах массового пребывания людей.

Проблемы и факторы, ограничивающие внедрение этих систем в сегодняшнюю практику

Вместе с тем, как показал анализ исследований процесса информирования населения с использованием современных светодиодных экранов, существует ряд факторов, ограничивающих внедрение этих систем в сегодняшнюю практику. В их числе:

  • отсутствие полноценной системы управления видеоэкранами;
  • недостаточный учет всех новых возможностей технологий на базе электронных светодиодных экранов как средства массовой информации;
  • жесткую закрытость сборочно-производственных технологий;
  • несовместимость с интернет-технологиями;
  • слабую информационную безопасность большинства систем.

Но самыми большими сдерживающими факторами являются большая цена на данные системы и несовершенство элементной базы (прежде всего светодиодов и IC драйверов).

Хотелось бы особенно подчеркнуть, что производство светодиодных экранов - на самом деле одно из новейших и сложнейших направлений в современной электронной и цифровой технике. Если провести аналогии, то наружные экраны – это все равно, что появление РС компьютеров в 80-е годы или прорыв в области сотовых систем GSM, и пока это период аналогичный периоду, когда появились 386 - 486 процессоры, и в этом направлении еще очень много сложнейших технологических и научных вопросов.

Но и в этих сложнейших научно технологических вопросах сейчас тоже наметился ряд положительных тенденций:

  • прежде всего появились достойные альтернативы светодиодам Nichia – это прежде всего светодиоды на основе кристалов Cree, AXT, HP, TG, Siemens;
  • среди самих производителей светодиодных видеоэкранов я бы отметил усилия ряда компаний, которые не идут по пути клонирования того или другого решения, а имеют “собственное” лицо и смелость на поиск новых решений – это, безусловно, Barco (Бельгия), Daktronics (США), Lighthouse (Гонконг), АТВ Наружные Системы (Россия), Agon-Tech (Тайвань).

Конечно же, чуть ли не еженедельно в мире появляется тот или иной новый сборщик видеоэкранов, и это тоже хорошая тенденция, но все таки в большинстве случаев его системы при внимательном рассмотрении являются клоном разработок вышеперечисленных компаний.

В этом молодом и сложном направлении еще очень многое надо совершенствовать, искать и разрабатывать, чтобы добиться и хорошей цены, и хорошего качества, и хорошей интеграции с современными технологиями. Поэтому на данном этапе гораздо важнее разработки и поиски новых решений, чем простое клонирование или заимствование идей.

Современные решения и тенденции использования светодиодных решений для архитектурных и ландшафтных проектов

Кроме большого общественного значения для городских, федеральных и других общественных органов, кроме рекламных и информационных применений современные решения на основе больших систем отображения информации все чаще стали использоваться еще в одном направлении – архитектурные и ландшафтные проекты.

Безусловно, тема современной архитектуры и модернизации старых домов очень актуальна и интересна. “Бетонные джунгли”, в которых живёт человечество в визуальном плане, как говорят психологи, не лучшая среда обитания. И можно только приветствовать архитекторов, которые начали использовать экранные технологии, чтобы сделать современные здания и улицы городов более живыми и яркими. И лучшее подтверждение - это уже реализованные проекты.

Светодиодный экран студии “ABC” Светодиодный экран JPMorgan в Нью-Йорке
Светодиодный экран студии “ABC” на Таймс Сквер, Нью-Йорк Светодиодный экран JPMorgan в Нью-Йорке

“Светодиодная улица” Fremont Street в Лас-Вегасе “Светодиодная улица” Fremont Street в Лас-Вегасе
“Светодиодная улица” Fremont Street в Лас-Вегасе

Здание “Аврора” со светодиодным экраном в Шанхае Здание “Аврора” со светодиодным экраном в Шанхае
Здание “Аврора” со светодиодным экраном в Шанхае

Проблемы креатива в форматах и подачи информации на городских и “архитектурных” экранах

Именно применение современных экранных технологий в архитектуре и в ландшафтных проектах наиболее остро выявило проблемы и необходимость создания собственного креатива при подаче информации на современных светодиодных экранах. Причем, это касается не только сюжетной линии или только крупных планов, но и, возможно, необходимо разработать новые цифровые форматы для наружной городской среды.

Эксперимент со светодиодными экранами немецкого художника Фреда Фрелиха Видеоэкран в Гонконге на улице Джордан
Эксперимент со светодиодными экранами
немецкого художника Фреда Фрелиха
Видеоэкран в Гонконге на улице Джордан,
работающий в сети “JM Network”

Очень интересен был эксперимент со светодиодными экранами немецкого художника Фреда Фрелиха (Fred Froehlich), чьи ролики, подготовленные в особом формате, транслировались в течение месяца на всех светодиодных экранах сети “СитиВидение” в 27 городах. Ролики состояли из 25 слов, вызывающих исключительно положительные ассоциации. Каждое из понятий имело соответствующий цифровой показатель, выведенный по определенной формуле. Слова высвечивались на светодиодном экране ярко-красными кириллическими буквами на черном фоне, а их цифровые показатели – черными буквами на красном фоне.

До конца этой акции нигде не давалось никакой информации, при этом практически в каждом городе об этом событии было написано как в местной печати, так и на ведущих российских информационно-рекламных ресурсах.

Не менее интересные подходы к режимам и креативу трансляции были разработаны компанией “JM Network” (Гонконг). В отличии от традиционных коротких роликов по 6 секунд и блоков по 6 или 10 минут, на их экранах используется ролики произвольной длины от 5 сек до 7 минут и до 10 минутный новостной ролик и блок в 30 и в 60 минут, причем в начале каждого блока идет прямая трансляция новостей.

Не менее интересен их подход и к использованию разных форматов и разной динамики роликов. Формат кадров меняется от 9 на 16, до 3 на 4 но с разными линейными размерами. А ролики есть как полустатические (с минимальной динамикой), так и полностью динамические с видео вставками, причем как звуковыми так и без звука.

Видеоэкран в торговом комплексе Тайпея (Тайвань) Светодиодный экран торгового комплекса в Гонконге
Видеоэкран в торговом комплексе Тайпея (Тайвань) Светодиодный экран торгового комплекса в Гонконге

Деление большого видеоэкрана на части с одновременным выводом социально значимого содержания (например, новостей, прогноза погоды, текущего времени и др.) и коммерческой рекламы, значительно увеличивает его привлекательность для окружающих. Не случайно, повышается стоимость продаваемого на таких системах рекламного времени.

В результате внимание людей к данному носителю никогда не уменьшается. А вместо бетонных угрюмых джунглей, улица стала более радостной, светлой и интересной. Все это еще раз подчеркивает огромное информационное и архитектурное значение данных технологий.