#10/2011

Гибкие светодиодные экраны: С дисплеем подмышкой

Главный редактор - Владимир Крылов, к.т.н.
Зам. главного редактора - Михаил Никуличев, к.ф.н.

На сегодняшний день определились основные конкуренты в борьбе за рынок цифровой рекламы внутри помещений: телевизионные экраны разных типов и разных форматов, экраны передней и задней проекции, светодиодные экраны, как собственно LED (RGB) или 3-in-1, так и SMD и Dot matrix.

Судя по всему, LCD дисплеи достаточно уверенно завоевывают все те места, где стоит, ждет или толпится народ: в магазинах, бутиках, банках, железнодорожных кассах и пр. Телевизионные дисплеи стали тоньше благодаря системе светодиодной подсветки и существенно больше – до 108 дюймов по диагонали, догоняя светодиодные экраны с малыми шагами пикселей (4-6 мм), но оставаясь значительно менее дорогими. Перспективная в принципе технология OLED еще не развилась настолько, чтобы выйти на размеры, превышающие размер экрана мобильного коммуникатора.

Но в нашем современном мире одна технология не может править бесконечно долго. Светодиодные новинки регулярно возникают и, нередко, исчезают. Но нам хотелось бы напомнить о нескольких продуктах, которые прочно удерживаются в списке перспективных: дисплеи Magink, проекционные экраны Christie MicroTiles и LPD дисплеи Prysm. Не будем повторяться, ибо об этих технологиях наш журнал уже писал. Хотим лишь заметить вскользь, что в безудержной гонке за успехом самым бесстрастным рефери является время. А все эти три технологии пока участвуют в забеге. Однако, появляются и новые претенденты.

Гибкий светодиодный экран NanoLumens Гибкий светодиодный экран NanoLumens
Фото: NanoLumens

В 2010 году в США появилась новая технология NanoFlex фирмы NanoLumens. Конечно, революционная. Конечно, единственная в своем роде. Задача производителей – рекламировать, задача специалистов – оценивать, а пользователей – рисковать. В настоящее время информации о технологии NanoFlex явно недостаточно. Известно только, что эти гибкие светодиодные экраны очень тонкие и легкие, основаны на бесшовной 6, 5 и 4 мм пиксельной матрице. Компания NanoLumens’ полагает, что они могут быть любого размера, хотя вариантов больше 5 кв. метров никому не показывали.

На недавней выставке в Лас Вегасе DSE 2011 (Digital Signage Expo) был выставлен гибкий светодиодный экран размерами 1,7х2,3 метра (диагональ 112 дюймов). Гибкий экран состоит из небольших светодиодных модулей размерами 7х3,5 дюйма. Что поражает, так это толщина экрана, не превышающая 4 см (1,5 дюйма). Как утверждают производители, энергоэффективность сочетается с невероятной яркостью – до 5000 нит. Это, конечно, либо сказки, либо перебор, ибо для внутренних помещений и 2000 нит за глаза хватает, а показанные на выставках образцы не поражают яркостью или сочностью цветов.

Вот что обращает на себя внимание, так это возможность обслуживания гибкого светодиодного экрана спереди. Эта опция (доступная ныне лишь небольшому числу моделей) действительно важна, т.к. снимает множество ограничений на установку светодиодных экранов. Интересным представляется также модельный ряд гибких светодиодных экранов NanoFlex, которые компания предлагает в форме прямоугольника (гибкий дисплей), а также круга, квадрата и треугольника (негибкий дисплей). Подобная технология позволит устанавливать, или лучше сказать – вешать, светодиодные экраны во многих местах (на стенах), которые раньше оставались пустыми.

Bally Technologies и гибкий светодиодный экран NanoLumens Гибкий светодиодный экран NanoFlex в аренде на выставке
Bally Technologies и гибкий светодиодный экран NanoLumens
Фото: NanoLumens
Гибкий светодиодный экран NanoFlex в аренде на выставке
Фото: NanoLumens

Получается, что вскоре все стены превратятся в “говорящие видео поверхности” . В недавнем интервью президент NanoLumens Джон Уилсон рассказал о примерной стоимости гибкого светодиодного экрана в 112 дюймов на американском рынке. Если все вышесказанное еще не поразило вашего воображения, то задумайтесь об этом: цена экрана – 75 000 долларов, а его аренда на 2-3 дня обойдется в 16 500 долларов. Джон Уилсон, однако, полагает, что для элитного рынка (high-end), на который и рассчитывает компания, эта цена подходящая.

Разумеется, должно пройти время, чтобы все поняли, с чем имеют дело. Любая технология должна “повзрослеть”, прежде чем перейдет из аутсайдеров в мейнстрим. Будем надеяться, что технологию гибких светодиодных экранов NanoFlex не ждет судьба пейджеров и факсов, что они не станут тупиковой ветвью развития светодиодных технологий.

Некоторые специалисты считают, что рынок цифровых дисплеев достигнет к 2017 году уровня в 14 миллиардов долларов, несмотря на негативные тенденции в мировой экономике. Есть за что побороться.