#11/2006

Фестиваль “Outvideo”: Проникновение видеоарта в сеть наружных светодиодных экранов

Арсений Сергеев

В этом выпуске мы хотели бы рассказать о фестивале “Outvideo”, который в июне-июле 2006 года прошел на наружных экранах сети “СитиВидения”. Мы уже подробно рассказывали об амстердамской конференции “Urban Screens 2005” (#9/2005, #7/2006), прошедшей в 2005 году, и о проблемах интеграции современных технологий в урбанистическую среду, которые были на ней подняты. В России проблемы, озвученные тогда в Амстердаме, стали решать. Наглядное тому подтверждение – крупномасштабное сотрудничество фестиваля “Outvideo” и сети наружных видеоэкранов “CityVision”. Более подробно об этом сотрудничестве расскажет в своей авторской статье куратор фестиваля Арсений Сергеев.

Историческая встреча или как все начиналось

В сентябре 2005 года в Амстердаме прошла международная конференция Urban Screens, посвященная вопросам культурной адаптации растущей инфраструктуры коммерческих видеоэкранов в урбанистическое пространство. Россию на конференции представляли два проекта, каждый из которых мог бы носить приставку “супер”, – самая большая в Европе сеть наружных видеоэкранов “CityVision” и единственный в мире фестиваль видеоарта на наружных экранах “Outvideo” из Екатеринбурга.

Именно эта “историческая встреча на гостеприимной нидерландской земле” стала началом сотрудничества, которое уже сейчас позволяет говорить о том, что в России появился новый культурный рекорд. Только такой эпитет может носить прошедший с 5 июня по 5 июля 2006 года, в 16 городах России на сети наружных видеоэкранов “CityVision” очередной Международный фестиваль “Outvideo '06”.

Эволюция фестиваля

Международный фестиваль “Outvideo” – проект, придуманный и впервые показанный в Екатеринбурге в 2004 году, когда в городе появилась первая сеть наружных видеоэкранов. До этого момента любые попытки предложить владельцам отдельно стоящих видеоэкранов в городе культурный контент заканчивались неудачей. Владельцы экранов просто не понимали, зачем нужно разбавлять и так прекрасно потребляемое рекламное содержание. Рейтинг каждого такого экрана был исключительным и не нуждался в дополнительном промоутировании и пиаре.

Появление в городе сети видеоэкранов в январе 2004 не только создало условия жесткой конкуренции за право зрительского внимания, но и дало возможность реализоваться фантазии, которая много лет жила в голове екатеринбургского куратора и художника Арсения Сергеева, – “…если уж нет возможности показывать видеоарт на наружных экранах постоянно, то все-таки можно сделать (как потом оказалось первый в мире) фестиваль видеоарта на этих носителях”. Да так сделать, чтобы видео работы транслировались бы в тех же объемах и с той же частотой, что и обычная реклама. И это удалось.

Ежедневно, с утра и до вечера, в течение месяца в рамках фестиваля можно было увидеть одну из работ дневной программы, которая показывалась на каждом светодиодном экране сети с интервалом 5-7 минут. Именно эта принципиальная особенность и сделала фестиваль российским ноу-хау, и стала главным отличием от аналогичных западных проектов, где экраны скорее использовались как временные площадки репрезентации художественного видео, решающие больше задачи культурной интервенции, чем реально влияющие на процесс культурной коммуникации в городской среде.

Например, “59 минута”, проект Creative Time, когда видеоарт показывается каждую последнюю минуту часа на видеоэкране фирмы Panasonic на Times Square в Нью-Йорке, разовые показы видео инсталляций или кратковременные трансляции одноканальных видео работ в рамках различных форумов современного искусства.

Оказалось, что интеграция “на равных” культурного содержания в контекст коммерческой видео рекламы не только поднимает привлекательность рекламного потока, но и дает возможность современному искусству выполнять свою социальную функцию, которая, в отсутствии площадок современного искусства в России, оказывается просто нереализуемой.

Выход проекта на новый уровень – сетевое пространство компании “CityVision” - создало возможность превращения фестиваля в культурный бренд “национального масштаба”, который не только повышает международную репутацию России в области современного искусства, но и является образцовым примером креативного партнерства культуры и бизнеса.

Идея и формат фестиваля

Итак, основная идея фестиваля – показ художественных видео работ, которые сделаны в специфическом рекламном формате (короткие немые видеоролики) специально для последующей трансляции на наружных видеоэкранах. Фестиваль принципиально опирается на ресурсы сетей наружных видеоэкранов, объединяющих большое количество экранов, для максимального охвата аудитории.

Stalkshow на Пушкинской площади в Москве Stalkshow на Пушкинской площади в Москве
Любой желающий мог участвовать в Stalkshow перформансе в Москве на Пушкинской площади
Фото: Hermen Maat

Дневная программа фестиваля идет в течение месяца. Кроме того, два последних дня (вернее две последних ночи, с 00:00 до 02:00) фестиваля можно посмотреть “Ночную программу” (около 200 работ, не прошедших жесткий отбор жюри в “Дневную программу”), которая показывается без перерывов на рекламу. В рамках фестиваля каждый год проходят различные off-line мероприятия (видео показы в кинотеатре, лекции и мастер классы), а также проекты художников, специально подготовленные для показа на видеоэкранах.

В 2006 году в рамках фестиваля впервые в общественных пространствах была показана интерактивная инсталляция-перформанс Stalkshow медиа художников Карена Лансела и Хермена Маата. Проект представлял собой художественную интервенцию в зоны скопления большого количества людей и исследовал чувства незащищенности и изоляции, а также связанные с этими ощущениями угрозы, исходящие из внешнего мира.

Художники провоцировали публику на взаимодействие с собой: на рюкзаке за плечами одного из них был размещен сенсорный экран, к которому должны были прикасаться прохожие. На сам экран была выведена программа с набором альтернативных фраз, взятых из интервью с людьми, имеющими тяжелые опыты переживания изолированности или незащищенности (бывшие заключенные, беженцы, жертвы насилия). Зритель/соучастник, прикасаясь к той или иной фразе, вступал в диалог с самим собой – сквозь текст он видел самого себя (к сенсорному экрану была примонтирована миниатюрная фотокамера, делавшая снимки в автоматическом режиме).

Таким образом, в игровой форме каждый мог примерить на себя весь комплекс экстремальных переживаний незащищенности и изоляции, почувствовать весь ужас и одновременную притягательность этих состояний. Посредством беспроводной связи полученные серии картинок с текстами выводились на видеоэкран, расположенный непосредственно вблизи места проведения перформанса, на Пушкинской площади в Москве.

Возвращаясь к фестивалю, отметим, что его главная “фишка” – это показы видеоарта между рекламными блоками. Функционально он выполняет роль паузы – передышки от назойливой и часто не очень качественно сделанной видео рекламы. Транслируя “маленькую работу” на больших видеоэкранах в открытой городской среде, мы превращаем ее в монументальное произведение (арт ролики для наружных видеоэкранов должны иметь разрешение вдвое меньше стандартного телевизионного и вдвое меньшую длительность: 30 секунд против обычной минуты и более, как было на таких фестивалях, как “One Minute” и “ESF”.

Трансляция ролика фестиваля на видеоэкране в Москве Промо ролик фестиваля на светодиодном экране в Перми
Трансляция ролика фестиваля на видеоэкране в Москве Промо ролик фестиваля на светодиодном экране в Перми

“Рекламный” формат работ (размер кадра 320 х 240 пикселей, длительность не более 30 секунд, без звука) позволяет вести сбор роликов и их трансляцию через Интернет. Само произведение получает неограниченные возможности репрезентации – от наружных светодиодных экранов, плазменных и LCD панелей в торговых комплексах до компактных плееров, мобильных телефонов и прочих экранных систем, имеющих либо жесткие технические ограничения на объем видеоданных, либо специфичные условия, ограничивающие восприятие более “основательных” жанров видео и киноискусства. Эта же компактность и эссенциальность видео работ, собранных в программу, позволяет разворачивать фестиваль как в локальном (городском), так и в более глобальном пространстве (регион, страна).

Базовая идея фестиваля “Outvideo” – преодоление рамок локального развития российской культуры и создание пространства социально-культурного взаимодействия, основанного на современных культурных ценностях. Сеть наружных видеоэкранов объединяет самые разные города России, и в рамках фестиваля они получают новые возможности изменения культурной идентичности, новые перспективы развития культурного пространства.

Фестиваль транслирует образы и послания, отражающие переживания и чувства художников в разных концах земного шара, что позволяет зрителям, находящимся в каждом из городов-участников проекта, ощущать себя сопричастным к глобальным культурным процессам. Одновременно проект тестирует возможности стремительно растущей отрасли городских дисплеев и показывает, как совместить коммерческое использование дисплеев с культурной составляющей.

Ролик Дана Сперри (США) на видеоэкране в Москве Ролик фестиваля на светодиодном экране в Ярославле
Ролик Дана Сперри (США) на видеоэкране в Москве Ролик фестиваля на светодиодном экране в Ярославле

Новые формы видеоарта

Хотелось бы отдельно отметить еще несколько интересных моментов. В художественном плане формат фестиваля породил новую форму видеоарта – 30-секундный немой ролик для наружных видеоэкранов. Фактически фестиваль возрождает утраченную эстетику немого кино, на новом технологическом уровне. Ограничения по времени и невозможность использовать звук, при наличии неограниченного арсенала изобразительных средств и специфический рекламный контекст репрезентации являются своеобразным вызовом, который стимулирует поиск новых выразительных приемов, лаконичных, эффектных высказываний и образов.

Широк и географический охват авторов, посылающих свои работы. Ролики приходят из большинства стран Европы, Северной и Южной Америки, Австралии, а также Китая. В социальном плане для участников проекта фестиваль предоставляет уникальную возможность высказаться перед массовой аудиторией, популяризировать своё творчество. Большая часть художников и кураторов искренне удивлены масштабом события.

Рекламный формат репрезентации современного искусства способствует его интеграции в общественное сознание и культурную жизнь, что особенно важно в ситуации дефицита информации и отсутствии развитой инфраструктуры современного искусства в России. Люди меняют маршрут от работы до дома и обратно, чтобы посмотреть очередную работу дневной программы фестиваля.

Для самих партнеров проекта – владельцев сети видеоэкранов фестиваль эффективно решает PR задачи формирования позитивного, “человечного” образа видеоэкранов, проявляет их социальную роль, что должно положительно сказываться на экономической эффективности данного медиа. Кроме того, проект уже имеет высокую международную репутацию в профессиональной среде и известен по всему миру благодаря своему уникальному формату. Фестиваль уже признан специалистами образцовым проектом сотрудничества культуры и бизнеса для компаний, работающих в сфере высоких технологий, и является передовым опытом как для российских, так и для западных компаний.

Наконец, фестиваль “Outvideo” (и, обобщая, трансляция художественного содержания как регулярная практика) перемещает наружные видеоэкраны из сферы наружной видеорекламы в поле культуры. Они становятся городскими культурными достопримечательностями. Эффектные рекламные носители мифологизируются, превращаются в фасцинирующие “объекты желания”, каналы трансляции культурных ценностей.